Рассмотрев основные проблемы молодого поколения, ценности и принципы жизни молодежи, мы переходим к рассмотрению особенностей профессионального самоопределения, которые прямым образом связаны с социальной работой в сфере занятости молодежи. Выбор профессионального пути во многом определяет судьбу человека. В жизни каждого человека наступает время, когда перед тем, как начать работать, необходимо сделать свой профессиональный выбор. Особенно остро проблема профессионального самоопределения стоит перед старшеклассниками, ведь им после окончания школы предстоит сделать выбор в пользу того или иного учебного заведения, а возможно и места работы. Ни для кого не секрет, что молодежь в сфере занятости – одна из самых уязвимых социальных групп. Это связано, прежде всего, с тем, что нет опыта работы, нет опыта общения с работодателем и членами трудового коллектива, не сформирован стиль поведения в новой, еще не знакомой социальной роли – роли профессионала, владельца знаний, умений и навыков.
На тему проблемы выбора старшеклассниками профессии было проведено достаточно много исследований. Мы можем привести результаты исследования, проведенного Департаментом ФГСЗН по Московской области в мае 2004 года, целью которого стало изучение профессиональных намерений выпускников общеобразовательных учреждений и анализ предпочтений молодежи на рынке труда. В анкетном опросе приняли участие 2211 школьников (1450 учащихся 9 классов и 761 одиннадцатиклассник). Данные исследования оформлены в таблицу и представляют собой список пяти наиболее часто выбираемых школьниками профессий.
9 класс |
11 класс |
девушки |
Юноши |
девушки |
Юноши |
бухгалтер |
Программист |
экономист |
Программист |
врач |
Автомеханик |
менеджер |
Инженер |
юрист |
Автослесарь |
врач |
Юрист |
менеджер |
Врач |
юрист |
Менеджер |
экономист |
Дизайнер |
бухгалтер |
Экономист |
Согласно приведенной таблице можно сделать вывод о том, что предпочтительными сферами деятельности старшеклассников являются: информационные технологии и коммуникации; культура, спорт, туризм; производство; торговля; транспорт, строительство; медицина, образование. Можно также сказать и о гендерном различии в выборе профессии, которое особенно проявляется среди учащихся девятых классов. Профессии, выбранные юношами и девушками девятых классов, сходятся лишь в одном пункте, а одиннадцатых классов – в трех. Профессии, выбранные девушками девятых и одиннадцатых классов, совпадают, меняется только место расположения специальностей, а профессии, выбранные юношами в разных выпускных классах, значительно отличаются друг от друга, так как в рейтинге профессий, пользующихся спросом среди юношей, учащихся одиннадцатых классов уже отсутствуют технические специальности.
Понятие «профессиональное самоопределение» можно определить по-разному, однако суть заключений будет сводиться примерно к следующему: «Профессиональное самоопределение – это выбор молодежью своего профессионального пути (профессии, вуза, места работы и др.) и построение профессиональной карьеры»[14]. Вполне очевидным является тот факт, что профессиональное самоопределение может касаться не только школьников и выпускников Вуза, но и студентов, которые уже получают профессиональное образование в том или ином учебном заведении. В профессиональном самоопределении студенчества можно выделить ряд стадий, когда проблема выбора актуализируется в том или ином ее аспекте[15]. Для первокурсников – это адаптация к новым условиям обучения, определенные сомнения в правильности сделанного выбора. На выпускных курсах решается вопрос о специализации в рамках выбранной профессии, о конкретном месте работы. В отличие от первокурсников выпускники осмысливают свой выбор уже не с точки зрения соответствия специальности своим личным интересам и склонностям, а с точки зрения востребованности на рынке труда. Третий курс является в своем роде переходным, так как адаптационный период завершен и начинают актуализироваться профессиональные интересы и планы на будущее. Можно также отметить, что «в сознании третьекурсников формируется система приоритетов, целей, ценностей, наличие (отсутствие) жизненных планов. На их мнения о мотивах выбора профессии и вуза влияет опыт обучения, удовлетворенность или неудовлетворенность вузом и специализацией»[16]. В целом в период студенчества у молодежи появляются более точные представления об их будущей профессии, возникает понятие жизненной перспективы – «целостной картины будущего в противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает смысл своей жизни»[17].
Похожие статьи:
Теории электорального поведения и их применение
Факторы электорального поведения традиционно принято рассматривать в рамках трех подходов: социологического, соцально-психологического и рационально-инструментального.
Социологический подход. «Основы данного подхода к анализу электоральн ...
Федеральный закон "Об общих принципах организации
местной власти в Российской Федерации" (1995 г.)
Принятие Федерального закона "Об общих принципах организации местной власти в Российской Федерации" не являлось прямым требованием Конституции России. Однако реальная практика государственного строительства подсказала необходимо ...
Уровни социального планирования
Уровни социального планирования принято различать в связи с тем, на каком уровне социальной организации осуществляется то или иное социальное изменение или социальная трансформация.
Первый уровень планирования — это планирование социа ...
|