Общинно-родовая форма помощи оказывалась в поддержке наименее защищенных членов общности, каковыми являлись старики, женщины, дети. По сути, в период язычества была заложена традиция заботы о слабых и немощных.
Фирсов М.В. отметил, что "институт старцев" зарождался в рамках рода, семьи древних славян. Община постепенно предопределила отношение к людям, не являющимися активными участниками трудовой и коллективной жизни. Возможно, эта та стадия развития общины, когда достаточно точно дифференцировались статусы родства, сложились представления типа "этот свет" - "тот свет", "молодость - старость" и т.д. Причем по отношению к взрослому миру в одной социовозрастной группе находились старики и дети.
Первоначально половозрастное деление не связывалось с социовозрастным. Архаические народные представления о детях и стариках идентифицировали их как "чистых", не живущих половой жизнью, отсюда общность в одежде у тех и других, и одинаковое отношение к ним. Так, инфатицид (узаконенное убийство ребенка) - довольно характерное явление на ранних этапах развития общественных отношений, существовал не только в отношении детей, но и стариков [44, с.29].
"Отправление на тот свет" дряхлых и больных стариков имело различные формы: зимой их вывозили на санях и, привязав к лубку, спускали в глубокий овраг; отвозили в мороз в поле или степь, где и бросали; опускали в пустую яму; сажали на печь в пустой хате; везли куда-нибудь и добивали в огородах довбней; увозили в дремучий лес и там оставляли под деревом; топили.
Однако когда происходит социовозрастное деление в общинной жизни и к представлению "старый - молодой" добавляется "старший, мудрый, младший", "главный - неглавный", формируются ритуалы поминовения предков ("Масленые деды", "Радоничные деды", "Троицкие деды"), то ритуал отправления "на тот свет" сменяется культом "мудрой старости", уровень инфатицида "старцев" снижается (детский инфатицид сохраняется вплоть до XVIII в).
Формы поддержки стариков были различны. Исследование этнологческого материала показало, что там, где по какой-либо причине на помощь не приходила семья, заботу о стариках брала на себя община. Одним из вариантов поддержки стариков был специальный отвод им земель по решению общества, "косячка", который давал возможность заготовки сена. В том же случае, когда старики окончательно "впадали в дряхлость", они призревались общиной. Старика определяли на постой к кому-нибудь на несколько суток, где тот получал ночлег и пропитание, затем он "менял" своих кормильцев. Такой вид помощи стал своеобразной общественной повинностью. Возможно, в древности формы поддержки были иными, но их видоизмененная архаическая форма сохранилась до конца XIX столетия.
До принятия христианства на Руси существовали и другие "закрытые" формы помощи, но все они связаны с "институтом старцев". К примеру, вариантом ухода на "тот свет" был добровольный уход из общины. Пожилые люди, которые не могли участвовать в трудовой деятельности, селились недалеко от общины, на погостах, строили себе кельи и жили за счет подаяния. Подобная форма милости существовала, по данным исследователей, вплоть до XVI в., о чем мы находим свидетельства в новгородских писцовых книгах, хотя к этому времени "нищепитательство" осуществлялось церковью и приходом.
Старики и дети относились к одной социовозрастной группе. Типология "старых" и "малых" в некоторых случаях определялась по признаку "сиротства" (явление, когда субъект оставался без попечения близких родственников). В словаре В. Даля сиротство трактуется более широко, чем принято ныне. Сирота - это беспомощный, одинокий, бедный, бесприютный, а также субъект, не имеющий ни отца, ни матери. Понятие "сиротство" не идентифицировали только с институтом детства, оно имело иные, антропоморфные, смыслы и распространялось на другие виды проблем, такие, как хозяйство, деятельность, статус, социальная роль.
С появлением древнерусского государства основные тенденции помощи пожилым людям были связаны с княжеской защитой и попечительством. Великий князь Владимир Креститель Уставом 996г. вменил в обязанности духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, богаделен и больниц. На протяжении многих веков церковь и монастыри оставались средоточением социальной помощи старым, убогим, увечным и больным.
Похожие статьи:
Основные показатели для измерения демографических процессов (показатели:
численности населения, рождаемости, смертности)
При измерении демографических процессов применяются различные показатели. К ним относят показатели численности и ее динамику, рождаемость, смертность, воспроизводство, естественный прирост. Многие из этих понятий относятся к биологической ...
Репрессии: как средство самозащиты общества либо как суть
политики
Иными словами, «миловать злых — значит притеснять добрых» (Саади), поэтому социально ориентированное государство не в праве миловать злых в ущерб добрым, хотя именно на этом настаивают многие “правозащитники” — индивидуалисты-морализаторы ...
Формирование личности подростка
Подростковый возраст – время интеллектуального формирования мировоззрения, нравственной сферы личности, убеждений и идеалов человека. Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания, посредством рефлекс ...
|