Анкетные опросы и интервью
Страница 1

Опросы - незаменимый прием получения информации, является почти универсальным методом.

Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы, и, наконец, убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Существуют два приема опросных методов: интервью и анкетные опросы.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится интервьюером или его ассистентом, возможно, на пленку.

Имеется множество разновидностей интервью. По технике проведения различаются свободные, фокусированные и формализованные интервью.

 Свободные интервью - это продолжительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов.

 Формализованное (стандартизированное) интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, определенную последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

 Фокусированное (клиническое) интервью - выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого. С помощью такого интервью можно изучать реакцию людей на сообщения СМИ, рекламу. Причем информацию предварительно обрабатывают с помощью контент-анализа. В фокусированном интервью стремятся определить, какие смысловые единицы текста, сообщения оказались в центре внимания опрошенных, какие - на периферии и что совсем не осталось в памяти.

Следует выделить ненаправленные интервью, в которых инициатива может принадлежать респонденту - интервью как бы помогает ему излить душу.

При проведении интервью многое зависит от подготовки, опыта самого интервьюера. Мужчины предпочитают опрашивать мужчин. Отрицательно сказывается большая разница в возрасте между респондентом и интервьюером. Как заметили новосибирские социологи, интервьюирование на дому имеет свой минус: воспринимая социолога как гостя, хозяева из вежливости стараются говорить только приятное.

По способу организации можно отметить индивидуальные и групповые интервью. Это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе, к примеру, методика телевизионных встреч В. Познера.

Сравнительно недавно и главным образом в избирательных технологиях начали использовать технику фокус-группы. По сути, интервьюер здесь выступает инициатором и ведущим дискуссии по заданной проблеме (личные качества потенциальных кандидатов, программы политических партий и т.п.) Телефонные интервью применяют для оперативного зондажа общественного мнения. При этом круг опрашиваемых может использоваться многократно.

Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму ответов, причем они регистрируются респондентом либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии интервьюера (прямой опрос).

Анкетные опросы классифицируются по содержанию и конструкции задаваемых вопросов.

Различают:

 открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме;

 закрытые опросы, когда в опросном листе (анкете) все варианты ответов заранее предусмотрены;

 полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

Листы всенародных референдумов - это закрытый вариант анкеты.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Профессиональная ориентация и трудоустройство военнослужащих и их семей
Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права по трудоустройству и социальному обеспечению. Предоставление работы с учетом их специальности не позднее месячного срока со дня обращ ...

Определение содержания моделирования
На основе многочисленных вариантов верификации и корректировки прогнозов проводится моделирование будущих состояний систем и процессов. В настоящее время моделирование - один из наиболее распространенных приемов познания и обязательная ча ...

Средства массовой информации как предмет современных исследований
Рассматривая СМК как фактор социализации, надо иметь в виду то, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного ...