Какие существуют типы социальных учреждений для лиц бомж
Страница 3
Материалы и статьи » Современные реалии социальной работы с бомжами в различных регионах » Какие существуют типы социальных учреждений для лиц бомж

Лица без определенного места жительства, а попросту говоря, бомжи, которые когда-то имели постоянную прописку в столице (теперь она называется регистрацией по месту жительства), а ныне утратили свое жилье, могут сами обращаться в учреждения социальной помощи. Я имею в виду дома ночного пребывания, социальные гостиницы, центр социальной адаптации "Филимоники" (Московская область, Ленинский район). На сегодня мы имеем 12 учреждений на 1600 мест, включая и специальные отделения в домах-интернатах на 350 мест.

Бомжи, попадая к нам, рассчитывают, что будут временно обитать тут до шести месяцев, тогда как на самом деле этот срок порой растягивается до двух-трех лет. Дело в том, что наши учреждения ориентированы на тех людей, которые не утратили человеческий облик и стремятся трудиться. До 95 процентов проживающих у нас - работают. Спившиеся, опустившиеся люди к нам не приходят. У них иной образ жизни: они не стремятся работать, постоянно пьют и ночуют на улице.

Есть еще одна категория бродяг-москвичей, которых из дома просто выгнали, хотя они там и прописаны. И они вынуждены скитаться, пополняя армию бомжей. Такие люди к нам попадают очень редко. Вообще же это компетенция органов внутренних дел. И если у человека нет возможности жить в мире с бывшей женой, то надо через суд добиваться раздела жилплощади.

Тех же, кто попадает к нам, регистрируют по месту пребывания, они пользуются правом бесплатно жить и питаться (им выдают талоны в прикрепленную столовую) до того момента, пока не устроятся на работу. Содействуют им и в получении паспортов. И, наконец, делается все, чтобы их трудоустроить. Так, например, дом ночного пребывания "Люблино" тесно сотрудничает с предприятиями столицы. Результат: около 60 человек работают на Государственном подшипниковом заводе № 2 и 25 человек - на Московском заводе автоагрегатов, где получают зарплату до 6 тысяч рублей в месяц.

В доме ночного пребывания имеются большие комнаты на 8 - 10 человек с двухъярусными кроватями. А вот в социальной гостинице в том же "Люблине" комната рассчитана уже на 2-3 человека.

Ну ладно, бомж живет у нас иногда, как я сказал, по два-три года, а куда же он девается потом? Этот вопрос волнует и нас, потому что наши учреждения как бы превращаются в жилые дома, тогда как они должны служить для временного проживания. Каким тут может быть выход? Ответ нам подсказало правительство Москвы, 23 января 2001 года принявшее постановление № 70 "О работе с лицами без определенного места жительства, профилактике бродяжничества и попрошайничества в городе Москве", которым утверждена городская комплексная программа на 2001-2002 годы. В частности, в документе указано, что для лиц без определенного места жительства, которые уже длительное время находятся в учреждениях социальной помощи и ведут нормальную жизнь, нужно создавать такие учреждения, где они могли бы жить как бы на постоянной основе.

Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предложил нам дом 48 на Краснодарской улице в Юго-Восточном административном округе. Это примерно семь лет назад отселенный кирпичный пятиэтажный корпус, где 68 двухкомнатных и 10 однокомнатных квартир и где после его реконструкции смогли бы жить более 140 человек. Предусматривалось, что у них будет обязательная регистрация по месту пребывания, дабы не закреплять жестко за гражданами площадь - на тот случай, если вдруг кто-то начнет пить, буянить, а выселить его на законных основаниях уже будет нельзя. Доброе дело задумано? Бесспорно. Однако вышло так, что учреждение с длительным сроком проживания, которое намечалось впервые создать в Москве, всполошило жителей данного района и они решительно выступили против. Так что теперь дом 48 пойдет под обычное заселение. Но мы надеемся, что рано или поздно вопрос решится положительно.

Сейчас, как я уже сказал, мы имеем 12 учреждений на 1600 мест. А начинали с обители на 24 места - отдельного помещения (с отдельным, конечно, входом) при психо-неврологическом интернате, расположенном в доме 6 по улице Ротерта в Северо-Восточном округе. Сейчас тот первый дом ночного пребывания закрыт. После него была социальная гостиница "Марфино". И так постепенно мы росли.

Сегодня в наших учреждениях есть свободные места. Летом бомжей у нас меньше, а зимой дома заполняются до 80 процентов, но ни разу наши помещения не заполнялись полностью. А резервы есть: если число наших обитателей возрастет, то мы тогда разместим двухъярусные кровати.

Проблему крыши над головой бездомных людей мы решаем не в одиночку. С нами вместе работают и ГУВД, и Комитет здравоохранения, и Департамент жилищной политики, и центр Госсанэпиднадзора в Москве, и Департамент федеральной государственной службы занятости по Москве и другие ключевые структуры.

Мы не делим бомжей на московских и иногородних, которые каким-то образом оказались в столице. Милиция обычно их доставляет в шесть приемников-распределителей на 656 мест (вскоре предполагается открыть еще четыре). Там они находятся десять дней, а прежде было 30, потому что надо установить их личности, причастность к совершению преступлений и, наконец, выдать им документы.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Институционализация и ее этапы. Виды и функции социальных институтов
Развитие человеческого общества не может происходить хаотически. С этой точки зрения, история – есть процесс упорядочения, закрепления общественно значимых типов социальных отношений. Процесс выделения и закрепления определенных обществе ...

Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи. Роль профориентационной работы в выборе профессии. Формы и методы профориентационной работы со школьниками
Как уже не однократно отмечалось ранее, каждому человеку на определенном жизненном этапе приходится решать вопрос «кем быть?». Важным для нас является то, что этот выбор жизненно важен не только для него лично, но и для общества в целом. ...

Вывод
Технологии социального прогнозирования — незаменимый инструментарий социального предвидения, исследования и разрешения социальных проблем современного мира. Опыт показывает, что их использование тем эффективнее, чем более узкий сегмент со ...