По мнению родоначальника теории социальной установки У.Томаса, оценка и аттитюд - это два аспекта одного и того же опыта. Восприятие нового объекта обязательно влечет за собой формирование новой социальной установки. По убеждению У. Томаса, причиной формирования новой установки никогда не является другая установка, но вместе с тем, одна социальная установка всегда зависит от другой и от той оценки, которую человек дает тому социальному объекту, на который направлена эта установка. Причинно-следственные связи между этими двумя понятиями У. Томас изображал следующими логическими последовательностями: аттитюд А - оценка В - аттитюд С. Таким образом, если в качестве отправной точки выступает аттитюд А, а результатом является аттитюд С, то эволюция возможно проходила таким образом, что из установки А, под воздействием/влиянием оценки В сформировалась установка С.
В исследованиях по проблемам социальной установки также проводится четкое разграничение между социальной установкой/аттитюдом и убеяедением. Убеждение может быть верным или ошибочным, но само по себе оно не несет/не содержит оценки. Аттитюд или социальная установка, напротив, всегда несет/содержит оценочный компонент. Однако общим для этих двух понятий является то, что и аттитюд и убеждение могут основываться не на фактах (не обязательно факт лежит в основе этих двух понятий).
В отечественной психологии разграничение, прежде всего, проводится между простыми или психофизиологическими установками. Серьезный сравнительный анализ простой и социальной установки можно найти в работах Г.М. Андреевой, С.К. Рощина, П.Н. Шихирева и А.Л. Свенцицкого. Необходимость разведения этих двух понятий продиктована в первую очередь тем, что в отличие от английского языка, где для их обозначения используются различные термины («set» - для обозначения простой или фиксированной установки и «attitude» - для обозначения социальной установки), в русском психологическом глоссарии в обоих терминах присутствует слово «установка».
Пионером исследования установки в отечественной психологии был Д.Н. Узнадзе. В его концепции «установка является целостным динамичным состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией» [Узнадзе, 1966]. Таким образом, у Д.Н. Узнадзе установка лишена социальности, осознанности и эмоциональности и отражает, прежде всего, психофизиологическую готовность индивида к определенным действиям. Как справедливо отмечает Г.М. Андреева, в общепсихологическом контексте «понимание установки не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение личности, с усвоением индивидом социального опыта, со сложной иерархией детерминант, определяющих саму природу социальной ситуации, в которой личность действует».
Еще одним понятием, которое соприкасается и с установкой в ее общепсихологическом понимании, и с социальной установкой или аттитюдом является понятие «отношение». Эта психологическая структура сначала разрабатывалась в трудах российского психолога А.Ф. Лазурского [Лазурский,1921]. На понятие «отношение» широко опирается в своих работах С.Л. Рубинштейн [Рубинштейн, 1946]. Однако наибольшую известность оно получило в научных разработках В.Н. Мясищева. Именно, исходя из близости понятий «отношение» и «установка», В.Н. Мясищев считает необходимым и важным сравнение этих понятий и их разграничение. Подчеркивая, что обе психологические структуры характеризуются готовностью и побудительной силой, он, вместе с тем, обращает внимание на то, что в отличие от установки в понимании Д.Н. Узнадзе, отношение осознанно и мотивировано, его обязательным компонентом являются эмоции. Кроме того, В.Н. Мясищев определяет отношение как «ретроспективное и объясняющее поведение». Все эти характеристики отношения в трактовке В.Н. Мясищева, делают это понятие достаточно близким по смыслу к понятию «аттитюд».
Похожие статьи:
Общество как социальная система. Структура и формы
социального взаимодействия
Изучением общества, его сущности, основных элементов и закономерностей развития ученые занимаются уже не одно тысячелетие. Многие открытия в этой области были сделаны уже в IV в. до н.э. древнегреческим мудрецом Платоном, попытавшимся соз ...
Ценности: понятия, сущность, виды
Кибернетическое понимание общества заключается в представлении его как принадлежащего "к особому классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем".
В известном ракурсе культура может рассматриваться как многомерная программа ...
Практическая часть
Социологи отмечают, что в современном обществе большинство молодёжи вступает в брак, не обдумав своё решение настолько серьёзно, насколько требует данный вопрос. Многие считают, что, получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по ...
|