Важнейшим компонентом психосоциологической теории Фрейда является учение о трех принципах психической деятельности: принципе постоянства, принципе удовольствия и принципе реальности. Исходя из предположения, что психический аппарат может удерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком или, по меньшей мере, постоянном уровне, обнаруживая при этом бережливость в расходовании энергии, Фрейд постулировал существование принципа постоянства, содержание которого заключается в тенденции поддерживать количество психического возбуждения на относительно постоянном уровне. Из этого принципа ученый вывел принцип удовольствия (наслаждения), который был провозглашен им высшей изначальной тенденцией человеческого организма. По Фрейду содержание этого господствующего принципа психической жизни состоит в инстинктивном стремлении к достижению удовольствия (наслаждения) с одной стороны и избегания неудовольствия (боли, страдания и т.д.) с другой[4].
В качестве основной силы, противостоящей принципу удовольствия, Фрейд рассматривал принцип реальности, обеспечивающий приведение в соответствие с требованиями внешнего мира бессознательных индивидуалистических стремлений к получению удовольствия. По мнению Фрейда, основная направленность формирования и развития личности характеризуется противоречивым, но постепенным переходом ее от ситуации безоговорочного доминирования принципа удовольствия к частичной замене его принципом реальности. При этом предполагалось, что борьба тенденций удовольствия и реальности в значительной мере обусловливает конфликтную природу личности, которая существенно усиливается амбивалентной (полярно двойственной) природой человеческих чувств. Согласно Фрейду, все человеческие чувства противоречивы по природе своей и включают в себя борьбу противоположных сил и тенденций. Например, отношение субъекта к объекту характеризуется одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных чувств (симпатии и антипатии, любви и ненависти), объединенных в одной эмоции. Фрейд также подчеркивал, что из-за высокого уровня конфликтности социальных отношений к врожденной амбивалентности может прибавиться еще и приобретенная. Вследствие этого возможен амбивалентный конфликт, выходящий за рамки нормы.
Существенно важную роль в организации человеческого поведения в норме и патологии ученый отводил «руководящим чувствам», к которым он относил страх смерти и чувство вины.
Представления Фрейда о конфликтной природе человека были развиты им в структурной теории личности. Согласно этой теории, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» («Идеал-Я», «Я-идеал»), содержание и действие которых отражает ее существо и многообразие. Однако невозможно было рассуждать о природе человека, не затрагивая так или иначе сферу «Я». Вот почему она, по крайней мере, во внешних своих проявлениях во многом оказалась определена. «Мы создали себе представление о связанной организации душевных процессов в одной личности и обозначаем его как Я этой личности. Это Я связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению, т.е. к разрядке возбуждения во внешний мир. Эта та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы, которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензурой сновидений. Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные побуждения подлежат исключению не только из сознания, но также из других областей влияний и действий».[5]
Наблюдая за своими пациентами, Фрейд обратил внимание на то, что когда больному ставились известные задачи, он испытывал затруднения, находясь во власти сопротивления, которого не осознавал. Даже если пациент чувствовал при этом неудовольствие и догадывался, что в нем действует какое-то сопротивление, он все равно не мог ни назвать, ни указать его. Поскольку это сопротивление, по мнению Фрейда, исходило несомненно из Я, то ученый сделал вывод, что в самом Я есть «нечто такое, что… бессознательно и проявляется подобно вытесненному, т.е. оказывает сильное действие, не переходя в сознание…».[6] Это вытеснение в Я происходит из другой сферы, с которой Я непосредственно связано и которую Фрейд предложил назвать «Оно».
Похожие статьи:
Образование XXI века (прогнозирование). Перспективы
образования в Уральском регионе
На рубеже XX-XXI веков возникли предпосылки для нового толкования парадигмального характера образования. Эти предпосылки приводят к поиску центральной, определяющей развитие образования, идеи. Значительное усиление роли образования в жизн ...
Панельный опрос экспертов
Следующую задачу – определение значимости социальных целей исследуемого объекта следует рассматривать в плане решения социальных проблем. Последние ранжируют по степени важности и актуальности, но теперь уже в диалектической взаимосвязи с ...
Профессиональное воспитание и обучение специалистов социальной
работы
Как известно, в настоящее время специалисты по социальной работе трудятся практически во всех странах мира. В ряде западных стран их начали готовить еще в начале прошлого века, но особенно масштабный характер эта работа приняла в ...
|