Существует две причины, по которым проводятся выборочные исследования:
1. в основе идеи выборки лежит накопленный человеческий опыт; человек в повседневной жизни убедился, что судить о целом по его части возможно!
2. выборочные исследования обладают рядом преимуществ перед сплошными:
· дешевле
· менее трудоемкое ЭКОНОМИЯ
· требует меньше кадров
· меньшие затраты времени
Выборка
употребляется в двух смыслах:
1. выборка – это отобранная для исследования часть объекта, т.е. выборочная совокупность;
2. выборка – это методы и процедуры отбора единиц изучаемого объекта, которые подлежат исследованию (от которых собирается информация), т.е. методика отбора;
генеральная совокупность – это соц. группа, которая подлежит изучению согласно целям и задачам исследования. ГС имеет свои границы:
· географические
· территориальные (территория проживания соц. группы)
· временные (период времени, в который изучаемая соц. группа существует)
· социальные (пол, возраст, профессия, этнос и т.д.)
Если границы соц. совокупности не ясны до исследования, тогда проводится процедура скрининга
, которая позволяет производить отбор респондентов в границе ГС, с ее помощью из всего населения вычленяют соц. группу, подлежащую изучению согласно целям и задачам исследования. Для отбора респондентов задаются вопросы, которые называются скрининговые (покупаете ли вы? потребляете ли? как часто?). Это могут быть также вопросы, налагающие ограничение на отбор (доход, сфера занятости).
Выборочная совокупность
- это часть ГС, отобранная для изучения, сбора от нее информации.
Единицы наблюдения
– часть ГС (респонденты, домохозяйства), которая была отобрана на ступенях выборки и от которой собирается информация.
Единицы отбора –
часть ГС, отбирается на более высоких ступенях формирования выборки, нежели ед. наблюдения, которая репрезентирует ГС. Бывают ед. отб. 1 ступени и 2-й ступени.
В одноступенчатых выборках единицы отбора и наблюдения совпадают.
Пример
: 1. отбираются избирательные участки (ед. отбора 1-й ст.), 2. отбираются домохозяйства (ед. отбора 2-й ступени), 3. отбирается респондент (единица наблюдения).
Основа выборки
– это описание (перечень) всех единиц наблюдения исходной совокупности, который используется для отбора единиц отбора и наблюдения. Чаще всего понятие применяется к ед. наблюдения.
Основы бывают трех видов:
1. основы, созданные для неисследовательских целей и задач;
2. специально созданные основы (применяются крайне редко);
3. готовые основы, дорабатываемые для исследования (натуробход избирательных участков): банки адресов, списки данных о работниках предприятий, базы данных абонентов телефонных сетей, списки избирателей и т.п.
Основы выборки должны обладать следующими свойствами:
· полнотой (наличие всех единиц исходной совокупности)
· точность (отсутствие дублирования и несущ-х единиц)
· удобство, доступность
Похожие статьи:
Социологическая теория Георга Зиммеля
Георг Зиммель (1858-1918) сыграл существенную роль в становлении социологии как самостоятельной науки, хотя и оставался в тени своих великих современников – Дюркгейма и Вебера. Зиммеля считают основоположником так называемой формальной со ...
Понятие "гендера"
Статистика, как любая другая наука, развивается. И сегодня становится все более очевидной важность гендерной статистики, которая отражает данные о положение мужчин и женщин. Это важно, потому что, находясь в одних и тех же социально - эко ...
Пенсионное обеспечение
Ситуация характеризуется крайне низким уровнем пенсионного обеспечения большинства пенсионеров.
В современных условиях гражданам не гарантирован достойный уровень пенсионного обеспечения. Отношение средней пенсии и средней заработной пла ...
|