В современных условиях одной из центральных задач государства является обеспечение его национальной безопасности. Эта проблема становится центральной в XXI в.
В годы советской власти под национальной безопасностью понималась защищенность общества от военной угрозы, охрана государственных границ и секретов, борьба с "подрывной" деятельностью отдельных групп населения, социальными беспорядками и инакомыслящими. Помимо этого, безопасность включала защиту от чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, происходящих в природе и в области техники (техногенные аварии и катастрофы). Тем более, что антропогенное воздействие на окружающую среду стало по масштабу соизмеримо с природными процессами: только за первую половину 2002 г, число техногенных катастроф в России по сравнению с таким же периодом 2001 г. возросло на 28%, а природных — на 30%. Это общемировая тенденция, и причин этого несколько. Прежде всего, изменения климата, которые привели к таким стихийным бедствиям, как наводнения в России и Европе, сход ледника на Северном Кавказе, лесные пожары в США, Австралии, России.
Стратегии национальной безопасности разрабатывают многие страны. Например, в США главной задачей и конституционной обязанностью президента является защита национальной безопасности. При этом среди ее основных объектов — народ, территория и образ жизни, а в качестве внешней ценности, требующей защиты, назван американский народ.
В 1999 г. разработана "Стратегия национальной безопасности США для нового столетия". В ней выдвигаются три главные цели: укрепление безопасности, понимаемой как боеготовность армии; содействие экономическому процветанию Америки; содействие и поддержка демократии в других странах.
В Концепции национальной безопасности России под безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства; национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и др.) [3, C. 12].
По мнению большинства исследователей, безопасность страны не может оцениваться вне связи с безопасностью других государств. В мире нет полностью самодостаточных государств. Одни из них имеют природные богатства, другие — инновационные технологии.
Национальная безопасность каждого государства включает, с одной стороны, имеющийся потенциал, и с другой — она может быть «реализована только в результате международного взаимодействия. Политическая, экономическая и военная силы и самодостаточность государств определяется их влиянием друг на друга и авторитетом.
Похожие статьи:
Проблема формирования образа страны в процессе коммуникативной деятельности
органов государственной власти
Проблема образа страны (государства) связана с целым рядом факторов: с привлечением инвестиций, развитием туристической отрасли, продвижением товаров и брендов на мировых рынках, отношением к гражданам страны и мн. др.
С учетом развития ...
Основные функции социальной службы
Функции и сам процесс управления составляют содержание целенаправленного воздействия на людей, занятых совместной деятельностью, на их социальные связи и отношения. Имеются в виду не только функции социальной службы, но и конкретные форм ...
Экспериментальные методы в социологии.
Эксперимент – это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания. В социологию он пришёл из области естественных наук. Использование экспериментального метода требует:
1. Наличия чётко сформулированной ...
|