Важное значение для формирования национальной социологической традиции имели методологические дискуссии в немецкой исторической науке 80-90-х годов, где обсуждались вопросы взаимосвязи экономической сферы и внеэкономических факторов общественного развития. Представители исторических школ немецкой политэкономии и правоведения подняли вопросы об исторической специфике развития хозяйства и права, особо указав, что так называемая "рациональность" экономических законов и юридических норм не имеет абсолютного характера, является чем-то зависимым от обстоятельств времени и места. В ходе дискуссии неоднократно обсуждались вопросы соотношения между универсальным и уникальным в истории европейского и немецкого капитализма.
Патриархом немецкой академической социологии принято считать Фердинанда Тёниса (1855-1936), работа которого "Община и общество" принадлежит классическому фонду социологической мысли ХIХ столетия. Тёнис делает попытку систематизации основных понятий социологии. Он видит специфику социологии в абстрактном, идеализированном, даже формальном характере ее объекта. Социология изучает связи и отношения, которые не очевидны, не зафиксированы прямо и непосредственно, а могут быть лишь абстрагированы от реальных жизненных ситуаций, прежде всего от фактов социального взаимодействия. Поэтому и метод социологии, по утверждению Ф.Тёниса, больше похож на методы химии, чем на методы описательного природоведения. Он основывается на принципах изолирующей абстракции, путем которой выделяются "чистые формы" социального взаимодействия, прямых аналогов которым в общественной жизни может и не быть. Именно поэтому концепцию Тёниса называют "формальной социологией". Любые социальные отношения основываются, по Тёнису, на коллективной воле людей к совместной жизни, которая преобладает над их эгоистическими наклонностями. Социальные связи, которые осуществляются благодаря стремлению к взаимности, могут быть двух типов: или связями реальной, или связями органичной жизни - в этом суть общины (общности), или идеальными, механическими условиями - и в этом суть общества.
Смысл двух главных понятий тёнисовской социологии близок с идеей ассоционистской психологии (соединение волевых устремлений по принципам схожести или различия) и одновременно созвучен консервативно-романтическим представлениям об "органическом и механическом" как категории культуры нового времени. Общество как разновидность рационалистически-индивидуалистического типа личностных взаимосвязей в исторической перспективе "вытесняет" общину, расчленяет, атомизирует ее естественный организм. Однако говорить об этих двух понятиях как о последовательных фазах исторического процесса было неправомерно, поскольку в действительности имеет место конкурирующее сосуществование обоих типов человеческого сожительства. "Я не знаю ни одного состояния культуры или общества, где одновременно не присутствовали элементы общины и элементы общества" - подчеркивал Тёнис.
Безусловно, что тёнисовская концепция "неодномерности" мира социальных отношений и связей являла собой значительный вклад в разработку общесоциологической теории, кроме теории социального действия, типологии социальных схем, теории социальных групп. Понятие общины как общности сложившейся на основе кровного родства, общности места проживания и духовного родства значительно ближе к понятиям "первичной группы" и общины, чем позже обоснованные в американской эмпирической социологии (Ч.Кули, В.Томас, Р.Пари и др.).
Значительное внимание уделяет Тёнис анализу злободневных проблем современной общественной жизни. Он одним из первых вводит в научный оборот понятие общественной мысли, определяя ее, наряду с массовым рабочим движением и государственной социальной политикой, как один из факторов современного общественного развития. Тёнис определяя тенденцию политизации современной общественной мысли, а также тенденции к ее замыканию на национально- государственных интересах и появлении в ней националистических мотивов. Противовесом этому выступает формирование мировой общественной мысли, как проявлений общей тенденции интернационализации хозяйственной и культурной жизни современного мира. Потребности современного социального развития требуют эффективного развязывания социального вопроса - вопроса о том, как "обеспечить мирное сосуществование разных прослоек, классов и слоев народа, которые по своим экономическим условиям, жизненным привычкам и взглядам стоят далеко один от другого".
Похожие статьи:
Экспертные оценки значимости показателей
Одна из важных методологических проблем построения системы показателей – определение критериев отбора показателей. Среди различных подходов к этой проблеме по значению выделяются логический и исторический. Первый связан с анализом формаль ...
Определение содержания моделирования
На основе многочисленных вариантов верификации и корректировки прогнозов проводится моделирование будущих состояний систем и процессов. В настоящее время моделирование - один из наиболее распространенных приемов познания и обязательная ча ...
Профессиональное воспитание и обучение специалистов социальной
работы
Как известно, в настоящее время специалисты по социальной работе трудятся практически во всех странах мира. В ряде западных стран их начали готовить еще в начале прошлого века, но особенно масштабный характер эта работа приняла в ...
|