Тёнис - последовательный сторонник реформаторского пути развития социальных вопросов. В современных цивилизованных странах, доводит он, общественная мысль требует социалистического строя. Однако капиталистический способ производства нельзя отменить насильно. Тёнис отказывается от социалистической идеи, требующей насилия там, где идет речь об объективных законах общественного развития.
Научное наследие одного представителя формального направления немецкой социологии Георга Зиммеля (1858-1918) принадлежит не только истории социологии. Имя Зиммеля в почетном ряду виднейших европейских философов рубежа ХIХ-ХХ ст. Он автор концепции формальной социологии. Он писал на темы социального познания, социальной психологии, взаимоотношений индивида и общества, социальной дифференциации, власти и насилия, отчуждения, культуры, религии, искусства, семьи, организации социальной жизни и др. Однако тщательный анализ творчества немецкого мыслителя показывает что все его исследовательские начинания осуществлялись на основе единого, довольно своеобразного представления о предмете и задачах социологической науки. Наиболее выразительно оно было сформулировано в работе "Основные вопросы социологии", совершенной ученым за год до своей смерти.
В трактовке предмета и задач социологии Зиммель считает, что социология не в состоянии заниматься всем, что каким-то образом является социальным, и брать на себя компетенцию других социальных наук, которые тоже изучают общественную жизнь. Ученый вообще подвергает сомнению тезис о том что социология - наука об обществе. Он выступает против трактовки понятия общества как какой-то "универсальности", объемлющей и подчиняющей себе все проявления социальной жизни. По мысли Зиммеля, понятие общество имеет два значения: как некая совокупность социализованных индивидов, создающих общину на основе существующей исторической реальности и как систему форм отношений между индивидами, благодаря которой простое их множество превращается в общность. Он считает, что предмет социологии, формируется путем вычисления из традиционных предметов разных социальных наук особой цепи фактов, а именно - "чистых" форм ассоциации или социального взаимодействия. Как грамматика выделяет чистые формы языка от содержания, в котором живут эти формы, так и социологический метод, по Зиммелю, вычленяет из исследуемых явлений чистые формы ассоциации.
Ассоциация - это та форма, благодаря которой индивиды на основе разнообразных интересов создают общности, в которых они реализуют эти интересы.
Таким образом, главный объект зиммелевской социологии ассоциация, социальное взаимодействие. Формы социологии, социального взаимодействия первичны в обществе в целом, поэтому социология, по Зиммелю, должна заниматься исследованием указанных форм раньше, чем приступать к анализу общества, как такового. Причем формы ассоциации должны исследоваться самодостаточно, сами по себе, а не как функциональные элементы общественного целого. Собственно такого целого, которое существовало бы вне и не зависимо от форм ассоциации, просто нет. В любом обществе, считает Зиммель действует огромное количество таких форм. Если одна из них исчезнет, общество сохранится, но если исчезнут все формы ассоциации, то исчезнет и общество в целом.
Социологию, которая изучает чистые формы ассоциации Зиммель называет "чистой или формальной". Эта социология, по мысли ученого, должна выполнять методологическую функцию по отношению к другим социальным наукам, быть "теорией познания отдельных социальных наук". Наряду с "чистой" он выделяет еще две социологии : "общую", которая рассматривается как "социологическое исследование исторической жизни" в разнообразных ее проявлениях и "философо изучающую" эпистемалогические и метафизические основы социологии". Таким образом, Зиимелевский подход к изучению общества базируется на целостной трехступенчатой познавательной модели (общая - формальная - философская, которая дает возможность обеспечить единство философского, теоретико-социологического и конкретно-научного, фактического знания об обществе).
Похожие статьи:
Мужское пьянство и алкоголизм в семейной жизни
Хотя далеко не все люди понимают и могут говорить о том, что такое свобода, что такое вседозволенность, в чём и как может выражаться подневольность и несвобода, но общеисторическая тенденция состоит в том, что человечество стремится и дви ...
Сущность и причины беспризорности
Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственник ...
Основные показатели для измерения демографических процессов (показатели:
численности населения, рождаемости, смертности)
При измерении демографических процессов применяются различные показатели. К ним относят показатели численности и ее динамику, рождаемость, смертность, воспроизводство, естественный прирост. Многие из этих понятий относятся к биологической ...
|