Социально-правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Истоки социального сиротства в России
Страница 2
Материалы и статьи » Социально-правовое положение детей-сирот » Социально-правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Истоки социального сиротства в России

При Александре I были учреждены кассы, одна из которых вдовья и сиротская касса Санкт-Петербургских биржевых маклеров (1822 г.) Так появилось первая частная организованная благотворительная помощь. Попечение о вдовах и сиротах военнослужащих, умерших от ран, взял на себя Комитет по призрению раненых, им назначались пенсии из инвалидного капитала. Значительное место в социальной работе участковых попечительств занимало призрение детей. В начале своей деятельности, в 1895 г. Советы попечительств учредили 11 детских приютов, в которых разместили 233 воспитанника. За десятилетие количество детских приютов возросло в 4 раза. А к 1914 г. их уже было более 50, дававших питание и кров свыше 2000 детей.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х - начала 90-х годов [20. C.63].

В первые же десятилетия после революции большевиками был нанесен мощный удар по вековому зданию русской культуры. Выражение "вековое здание культуры" было введено известным русским философом и культурологом Ю.М. Лотманом. Он писал, что это выражение не случайно, что "культура всегда подразумевает сохранение опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как "негенетическую" память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру - культуру человечества" Л.Н. Толстой считал, что зло, совершенное человеком, не только лишает его истинного блага, но умаляет его душу. В одном из индусских источников ему понравилась мысль, которую он включил в свою книгу афоризмов "Круг чтения": "Зло в этом мире не тотчас дает плоды, но, как земля, понемногу и в свое время. И плоды эти ужасны"

Начавшись с материальной культуры, зло разрушения, коснувшись русских храмов, усадеб, других исторических мест, стерло с лица земли не только архитектурные памятники, оно уничтожило огромный пласт духовной культуры, иссушило души и убило память нескольких поколений. Но без прошлого для человека нет будущего. О необходимости "любви к родному пепелищу" и к "отеческим гробам" когда-то писал А.С. Пушкин. Современник Л.Н. Толстого известный философ-космист Н.Ф. Федоров, разрабатывая свою концепцию воскрешения отцов детьми, главным долгом последних считал долг памяти.

С разрушением "векового здания русской культуры" оказалась нарушена и взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего, взаимосвязь поколений. Удар, нанесенный культуре, отразился и на состоянии российской семьи. Согласно коммунистическим социальным концепциям того времени, роль семьи в обществе должна постепенно уменьшаться, пока наконец, этот институт не исчезнет вообще. В 20-е-30-е годы в России регистрация брака и его расторжение были настолько упрощены, что занимали несколько минут. При этом заключить или расторгнуть брак мог один из супругов, даже не ставя другого в известность. Исчезло отношение к браку как к величайшему таинству и акту ответственности, на смену ему пришло легкомыслие [39. C.216].

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Методологический аспект “социологизма”
Тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему: · Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исс ...

Теоретические основы исследования социальной работы с детьми группы риска. Социально-психологические особенности детей группы риска
Для изучения проблем этики социальной работы с детьми группы риска, необходимо исследовать социально-психологические особенности данной категории, те есть общественное и социальное положение, самооценка статуса, особенности психики и т.п. ...

Теоретические аспекты социально-правовой помощи детям из неблагополучных семей. Характеристика неблагополучных семей и работы с данной  категорией населения
Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких–либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие – жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи – можно сравнивать со среднестатистическим ...