Изменения статусных позиций русского сегмента населения на Северном Кавказе позволяет сделать следующие выводы:
1. Интеграция Северного Кавказа в российское политическое и социокультурное пространство осуществлялась посредством наращивания здесь численности русского сегмента населения, что привело к формированию многосоставного общества, важнейшими принципами сохранения которого являются численная равнозначность составных элементов (русского и кавказского) и утверждение единой политико-гражданственной идентичности.
2. Статусные позиции русских в полиэтничных республиках всегда подкреплялись военным (силовым), административным и культурным ресурсами российской государственности. Они выступали социальным капиталом русских на Северном Кавказе в противовес аскриптивному капиталу автохтонных этносов региона, формирующемуся из демографических характеристик народов, качественных характеристик территории их расселения, уровня групповой сплоченности (этнической консолидированности).
3. Русские на Северном Кавказе выполняли следующие социокультурные функции:
политико-юридическую, которая проявилась в создании общих государственно-правовых ориентаций у автохтонных народов;
экономическую, проявляющуюся в создании здесь индустриального сектора экономики, что привело к расширению многоукладности хозяйства и создавало предпосылки для развития модернизационного процесса;
культурную, проявившуюся в создании основ письменности для многих народов, которая изменила механизм трансляции культуры и, тем самым, создала основу для развития этнического самосознания и становления профессионального производства духовной культуры коренных народов;
ценностно-ориентационную, которая выразилась в создании общего образовательного и государственно-идеологического пространства.
В совокупности эти функции проявлялись в интегративной роли русского населения. Центральная власть с опорой на русское население формировала Северный Кавказ как достаточно целостный административный регион, имевший современный тип экономики в равнинных территориях, и характер многосоставного общества, который и обеспечивал внутрирегиональную стабильность.
4. Российская государственность является формой этномобилизационной консолидации русской этнической общности, сформировавшейся в процессе истории, и аналогична родовым формам консолидации, сохраненными северокавказскими народами. Поэтому изменение политического курса федерального центра на Северном Кавказе, которое проявляется в переориентации его властных ресурсов с русского сегмента на сегмент коренных народов, вызывает снижение статусных позиций русских. В качестве важнейших следствий этого процесса выступает «сбой» в выполнении социокультурных функций русским населением в регионе.
Уход русских с Северного Кавказа, как и продолжающееся ослабление их социальных позиций, ведет к нарастанию деструктивных тенденций в северокавказском многосоставном обществе. Это не может воспроизвести социокультурную ситуацию начала колонизации Северного Кавказа Россией, тоже весьма далекую от идеала. Активное встраивание в ткань жизни северокавказских народов русских паттернов жизнедеятельности качественно изменил имевшуюся здесь этносоциальную систему. Произошло государственное оформление коренных сегментов северокавказского общества.
Уход русских с современного Северного Кавказа приведет и уже приводит к сбоям в воспроизводстве многосоставных северокавказских обществ и, в частности, к нарастанию в них тенденций «односоставности», или моноэтничности. Их предотвращение зависит исключительно от воспроизводства Федеральным центром на Северном Кавказе государственного паттерна русской этнической жизнедеятельности.
Похожие статьи:
Стадии разработки и применения контент-анализа
· формулируются тема, задачи и гипотезы исследования
· определяются категории анализа – наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам.
Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие отве ...
Собственные проблемы молодежи молодежная проблематика.
Схожесть проблем, связанных с возрастом и процессом вхождения в самостоятельную жизнь, обусловили и сходство многих черт, характеризующих социальный и духовный облик молодежи. Совокупность этих черт иногда обозначают термином «молодежная ...
Власть и мораль в учениях Н. Макиавелли
Макиавелли, иногда, до сих пор объявляют философом, разделившим политику и мораль. Должен ли государь быть жестоким или милосердным? Здесь однозначным может быть лишь то, что следует остерегаться злоупотребить милосердием. Жестокостью мож ...
|