Семейная психоаналитическая психопатология
Страница 1
Материалы и статьи » Психоаналитическая модель социальной работы с семьей » Семейная психоаналитическая психопатология

Основываясь на идеях современного психоанализа, семейной психологии, понимании нормы - патологии, я хотел бы представить авторскую концепцию трудных, нарушенных семейных отношений.

В теории, на практике, научно-экспериментальной деятельности назрела необходимость более четкой дифференциации и выделения признаков семейных межличностных отношений по такому значимому основанию, как уровень их зрелости (гармонии, нормальности). Учитывались психофизический, личностный, межличностный уровни, личностное функционирование субъектов отношений в континууме "зрелость - нарушенность" (патология), компоненты взаимосвязей между субъектами семьи, динамика межличностных отношений в процессе жизненного цикла семьи, определение показателей через категории общее, особенное и единичное. Целесообразно типологизировать теоретически зрелые (гармоничные, нормальные), трудные (затрудненные), нарушенные (дисгармоничные, ненормальные) семейные межличностные отношения. Используя поуровневый подход (по горизонтали) между зрелыми и трудными отношениями, в реальности выделяются практически зрелые межличностные отношения, а между трудными и нарушенными - пограничные (преднарушенные) семейные отношения.

Универсальные признаки выделенных типов отношений:

генерализованный (общий) - степень удовлетворенности базовыми личными, семейными потребностями членов семейной группы, а также браком и семьей в целом;

парциальные (единичные и особенные) признаки: психофизической совместимости, личностной зрелости (психофизического здоровья), межличностный мотивационный, межличностный эмоциональный, межличностный когнитивный, межличностный поведенческий и динамический в решении различных проблем в процессе жизненного цикла семьи.

Трудные семейные отношения (семейные трудности) - это негативные, деструктивные межличностные отношения в семье, связанные с неудовлетворенностью базовых потребностей и требующие дополнительных усилий каждого члена семьи и всей семейной группы на пути достижения гармонии, зрелости и нормального функционирования.

Генерализованный признак семейных трудностей выражается в неудовлетворенности или фрагментарной удовлетворенности базовыми потребностями членов семьи (или хотя бы одного из супругов) в процессе трудностей общения, неудовлетворенности браком, семейной жизнью в целом,

Назовем основные единичные признаки наряду с эмпирическими индикаторами трудных отношений:

1. Недостаточная психофизическая совместимость, в том числе сексуальная супругов, негативное или неявное восприятие физической привлекательности, приемлемости членов семьи друг другом. Индикаторами психофизического показателя являются несоразмерность затрачиваемых усилий членами семьи для удовлетворения базовых потребностей, напряженность отношений, рассогласованность внутренних и внешних усилий, фрагментарность (в противоположность целостности) психоэнергетических связей, дискомфорт.

2. Недостаточная личностная зрелость родителей, детей (или только супругов) в зависимости от пола, возраста, ролевого места в семье. Индикаторы личностного показателя: наличие внутриличностных конфликтов, тревожность, неуверенность, психическое напряжение, симптомы невротических реакций, неврозов; трудности поведения, акцентуированные черты; недостаточная адекватность в уровне зрелости различных личностных сфер члена семьи; неполная адаптивность в микросоциальных процессах; трудности саморегуляции состоянием, чувствами, поведением и др.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Понятия “национальный менталитет” и “ментальность”
Необходимость введения в контекст анализа цивилизационной составляющей идеологии белорусского государства понятий “национальный менталитет“ и “национальный характер” вытекает из того факта, что каждый народ вырабатывает, воспринимает и ак ...

Структурно-функциональные закономерности преступности как системы
В идеальной модели структуры социума преступников, оптимальной для любого нормально функционирующего общества, элементы и модули, выполняющие функцию ее сохранения и развития, это тот стержень, ядро, которое остается неизменным при всех и ...

Социально-психологические особенности младшего подросткового возраста
«…В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Выготский Л.С. Учёными младший подростковый возраст рассматривается как самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой пер ...