Социально-психологические особенности младшего подросткового возраста
Страница 3
Материалы и статьи » Организация социальным педагогом досуговой деятельности младших подростков » Социально-психологические особенности младшего подросткового возраста

При различных подходах к определению личности и особенностей ее развития, разрабатываемых в современной психологической науке (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова и другие), наиболее эвристическая формулировка была дана А.Н. Леонтьевым, показавшим, что личность представляет особое системное и поэтому «сверхчувственное» качество, приобретаемое индивидом в многообразных социальных отношениях, в которые он вступает своей деятельностью, становясь личностью, развиваясь как личность. И хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами, которые составляют предпосылки формирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивид, в контексте задач воспитания возможно рассматривать развитие личности как процесс, который характеризуется степенью формирования и насыщения именно того системного качества индивида, в. котором выражен уровень его социальной зрелости, интеграции и развертывания общественной сущности человека. Это тем более важно, что как показывают полученные в процессе опытно-экспериментальной работы данные, социальное развитие не только опережает интеллектуальное, предшествует ему, но, главное, на всех межвозрастных переходах (т.е. переломных моментах процесса психического развития) исходным является новый уровень социальной зрелости растущего человека, который и определяет возможности перехода на каждую следующую ступень онтогенеза. Разумеется, данный процесс исключительно вариативен, обусловливаясь как индивидуальными особенностями детей, так и характером развития общества, системой воспитательных воздействий. Однако обнаружение факта, что личностное становление на каждом возрастном этапе начинается и определяется уровнем социального развития, выступает как важная закономерность, не соответствующая положению Ж. Пиаже, утверждавшему, что развитие интеллектуальной зрелости является стартом для социальной зрелости. Степень освоения ребенком социальных отношений, уровень осознания своей ролевой нагрузки, места в обществе, характер самоопределения, потребность и способность проявления социальной активности отражаются в двух разных, по сути, типах социальной позиции. Понимание, осознание себя членом общества находит выражение в позиции, условно названной нами «я в обществе», а определенный уровень освоения отношений общества кумилируется в позиции «я и общество». При этом наблюдается своеобразное усиление, доминирование то одной, то другой позиции. Максимальное развертывание каждой из этих (закономерно чередующихся в процессе онтогенеза) позиций, выступающих интегративными узлами социального развития ребенка, не только фиксирует его определенный уровень, но и создает условия для появления новой позиции, представляя своеобразный рубеж становления личности [18,с.92].

Целенаправленное исследование двух типов социальных позиций, выявленных на большом экспериментальном материале, появление и утверждение которых совпадает с определенными периодами онтогенеза и обусловливается преобладающим влиянием определенной стороны деятельности (предметно-практической, связанной с преимущественным развитием социализации, т.е. овладения общественным опытом и деятельностью по усвоению норм человеческих взаимоотношений, где наиболее интенсивно формируется индивидуализация, приобретение самостоятельности, известной автономности), показывает, что на каждом этапе развития личности, при смене доминанты социальной позиции, происходит ее содержательное изменение. При этом во всех случаях широкое развертывание позиции ребенка по отношению к обществу выступает необходимым условием интенсификации его психического, в том числе и интеллектуального, развития, обеспечивая открытость, направленность на общество [27,с.21].

Раскрытие закономерностей по уровневого изменения социальной зрелости, выявление главных результативных моментов этого движения, проявляющихся в характере позиции ребенка в обществе и по отношению к обществу, определение сенситивных периодов и рубежей социального созревания обусловливают актуальность рассмотрения его особенностей на микростадиях каждого периода онтогенеза.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Политический идеал государственного устройства в учениях Конфуция
Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства идеальным государством.Согласно разработанной им схемы государственного устройства управление государством и обществом базировалось на ли("правилах&q ...

Социальная структура и социальная стратификация. Социальное неравенство
Любое общество всегда структурировано по многим основаниям - национальным, социально-классовым, демографическим, расселенческим и т.п. Структурирование, то есть принадлежность людей к тем или иным социальным, профессиональным, социально-д ...

Ролевые и внутриличностные конфликты
Человек на протяжении своей жизни выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Однако роли эти не должны быть противоречивыми, несовместимыми. Если одному и тому же чел ...