ЮФО : современное состояние
Страница 2

Эти же выводы напрашиваются по результатам анализа состояния дел в жилищн ом строительстве регионов округа. Так, по объемам вводимого жилья округ входит в тройку лидеров среди федеральных округов - по итогам 2003 года здесь сдано 5046,9 тыс. кв. м жилой площади (в Центральном федеральном округе - 12 917,4 тыс. кв. м, в Приволжском - 7537,4). Причем более 70 процентов жилья возводится индивидуальными застройщиками.

Характерной чертой ЮФО является отчетливо выраженный отрицательный градиент промышленного развития с севера на юг, аналогично тому, как это сложилось в Италии. Влияние промышленности на динамику ВРП округа довольно существенное. Ее отраслевая структура по округу заметно отличается от российской. Намного выше, чем в среднем по РФ, удельный вес таких отраслей, как пищевая (14,1 процента по РФ и 27,0 - по ЮФО), электроэнергетика (соответственно 12 и 17). Незначительно превышают среднероссийский процент мукомольно-крупяная (1,3 и 2,3), легкая (1,4 и 2,2), строительных материалов (3,1 и 5,2) и химическая промышленность (5,5 и 7,2). Заметно меньшую долю, чем в России, занимают топливная промышленность (18,5 и 11,2), черная и цветная металлургия (17,2 и 8,8), а также лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (4,2 и 2,0 процента). Таким образом, с учетом фактического уровня промышленного развития в экономике округа в меньшей степени, чем в целом по России, представлены отрасли, ориентированные на экспорт - нефтегазовая, металлургическая, лесная. На 5,1 процента меньше среднероссийского удельный вес такой отрасли инвестиционного спроса, как машиностроение (19,9 процента по РФ и 14,8 - по ЮФО), где традиционно сосредоточен наиболее квалифицированный научно-технический персонал, разрабатываются и внедряются высокие технологии, генерируются инновационные импульсы. Наибольшее смещение структуры промышленного производства в Южном федеральном округе относительно российской наблюдается в сторону отраслей конечного спроса, в первую очередь АПК, а также производства стройматериалов, большая часть которых используется в весьма интенсивном на Юге жилищном строительстве, а также при расширении и благоустройстве обширных рекреационных зон.

В целом вклад промышленности в общероссийские объемы промышленного производства составляет 6 процентов. Общий объем выпущенной промышленной продукции по итогам 2003 года составил 444 млрд рублей. Темпы развития отрасли в 2003 году были ниже среднероссийских (105,1 процента против 107,0 в целом по России), однако по итогам первого полугодия 2004 года за счет ускорения динамики развития промышленности в большинстве субъектов РФ округа показатель индекса физического объема промышленного производства округа превысил общероссийский (108,0 процента против 107,4 по России).

Необходимо отметить, что в регионы округа, где имеются перспективные предприятия топливной, металлургической, химической промышленности и машиностроения (в первую очередь Волгоградскую, Астраханскую, Ростовскую области), в последние годы стал активно перетекать капитал российских финансово-промышленных групп из других регионов страны, специализирующихся на экспорте углеводородного сырья и металлов, а также на операциях на финансовых рынках.

Однако решая проблему дефицита инвестиций, процесс перехода контроля над промышленностью Юга России в руки трансрегиональных компаний порождает новые трудности. Подчас этот переход сопровождается "акционерными войнами", приводящими к дестабилизации производства. Полученная прибыль нередко выводится за пределы регионов, а толлинговые операции и трансферные цены сокращают поступления в бюджет территорий. Модернизация предприятий, как правило, приводит к их перепрофилированию, сокращению числа рабочих мест и увеличению социальной напряженности.

Несомненно, что из финансово-промышленных групп, которые нацелены на осуществление стратегических инвестиционных проектов и имеют планы длительного присутствия в регионах, играют позитивную роль в развитии и интеграции экономики округа, а также в формировании инновационных процессов. Однако зачастую их деятельность сводится к спекулятивным сделкам, целью которых является банкротство предприятий, скупка акций, а затем выгодная перепродажа. В связи с тем, что приток капитала в регионы ЮФО будет происходить и дальше, весьма актуальной является выработка правовых механизмов, способствующих достижению баланса территориальных и корпоративных интересов.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Приложения
Приложение 1 Анкета: «Телевизионные предпочтения старшеклассников» Уважаемый респондент! Предлагаем ответить на следующие вопросы, которые помогут выяснить Ваши телевизионные предпочтения. 1. Какие средства массовой информации Вы знает ...

Формирование личности подростка
Подростковый возраст – время интеллектуального формирования мировоззрения, нравственной сферы личности, убеждений и идеалов человека. Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания, посредством рефлекс ...

Тематические аспекты социальной рекламы
Прикладная социальная реклама – это реклама, направленная на свершение рекламополучателем действия: пожертвования, обращения за помощью, собрания единомышленников. Определяется наличием конкретной адресной информации: телефоном, указание ...