Проблемы в студенческой субкультуре
Страница 1

Субкультура – это культура групп людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение и модели поведения. Автор популярного на Западе и в России учебника «Социология» Нейл Смелзер определяет субкультуру как систему норм и ценностей, отличающую группу от большинства общества. Основанием субкультуры могут быть: стиль музыки, образ жизни, общие виды деятельности, определенные политические взгляды.

Из всех социально - демографических групп феномен субкультурности больше всего присущ молодежи.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

С этих позиций особый интерес представляет студенческая субкультура. Студенчество – самостоятельная, социокультурная общность, которая функционирует в системе высшего образования и «выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а личность» (Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников). Главной функцией этого производства является образовательная деятельность.

Таким образом, студенчество – это специфическая социокультурная группа, обладающая определенной спецификой поведения, ценностными ориентациями, моделями поведения, обусловленными получением высшего образования.

Система образования, охватывает в основном молодежь, оказывается питомником специфической субкультуры высшей школы, органичной частью и системообразующей ценностью которой стал непрерывный процесс обновления интеллекта. Можно говорить о наличии различных субкультур в среде самого студенчества. Наиболее значимыми являются субкультуры образовательной деятельности студентов.

Мартин Троу, например, выделяет четыре субкультуры:

«Коллегиалы» - любят устраивать вечеринки и заниматься спортом; книги; хорошие оценки имеют для них лишь второстепенное значение.

«Профессионалы» - стараются хорошо учиться, но их мало волнует «академическая» деятельность профессоров, ведь она не повлияет на карьеру студентов в будущем.

«Академики» - увлечены учебой от души, а не ради выгоды; в дальнейшем они часто учатся в аспирантуре и становятся преподавателями.

«Нонконформисты» - или представители так называемой богемы, не придают важного значения ни научным, ни профессиональным интересам; они предпочитают вести особый образ жизни и с презрением относятся к господствующим ценностям «обывательского» общества.

В отечественной литературе данная проблема рассматривалась через характеристики типов личности студентов

Ростовские социологи Рубин Б.Г. и Колесников Ю.С. выделяют три основных типа личности студентов по критерию стиля их деятельности и поведения в сфере обучения и познания.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Коммуникативная профессиограмма и профессионализм социального работника
Процесс человеческого общения реализуется в различных формах: это межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение и др. Общение – это взаимодействие, или коммуникация, взаимоотношение, сторонами которого явля ...

Социально-психологические особенности младшего подросткового возраста
«…В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Выготский Л.С. Учёными младший подростковый возраст рассматривается как самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой пер ...

Методологический аспект “социологизма”
Тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему: · Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исс ...