Методология как совокупность методов, используемых в экономике и социологии труда для исследования рынка труда и элементов его организации, опирается на совокупность российских государственных законов "О труде", "О занятости", "О социальном партнерстве" и др., а также на нормативные документы, определяющие приемы, правила, способы исследования конкретных элементов труда, его организации и оплаты; методику, т.е. технику учета и анализа трудовых и социальных процессов и явлений: формы, бланки, технику расчета, инструкции, правила, положения и т.п.
Социология труда, будучи одной из отраслей социологической науки, пользуется всем арсеналов методов, применяемых ею: различными видами опросов (главном образом анкетным), прямым и косвенным социологическим наблюдением, участвующим или включенным наблюдением, анализом документов (разных видов заводской отчетности и нормативных документов), социографическим методом (при исследовании образа жизни работников). Используются также статистические методы, в ряде случаев — социальные эксперименты, сравнительно-исторический метод и метод межстранового сравнения. Как любая научная дисциплина, социология труда применяет также и общенаучные методы исследования: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, классификацию, аналогию, системный анализ, моделирование и др.
Метод системного анализа занимает ведущее место, поскольку его принципы составляют одно из базовых требований современного социологического исследование. Успешное применение социологических методов в исследовании проблем труда предполагает определенную глубину знаний по технологии и экономике отраслей хозяйства, к которым относятся изучаемые объекты — трудовые коллективы и организации.
Для сбора и анализа информации в социологии труда широко используются социологические методы, которые проявляются в: достигнутых знаниях о предмете исследования (понимании сущности труда и отношений в сфере труда); процессе методов сбора фактов; способе делать заключение, т.е. формулировать выводы о причинно-следственных связях между явлениями.
Необходимо отметить, что исследования, проводимые в рамках социологии труда, предоставляют необходимую и достаточно надежную информацию для формирования социальной политики, разработки научно обоснованных программ социально-экономического развития трудовых организаций (коллективов), для решения социальных проблем и противоречий, постоянно сопровождающих трудовую деятельность и работников. Таким образом, социология труда призвана, с одной стороны, расширять знания о реально существующей действительности, с другой — способствовать утверждению новых связей и процессов, протекающих в сфере труда.
Основные задачи дисциплины социология труда определены ее целью, которая предусматривает исследование научных основ, теоретических, методологических положений и практического опыта в области управления человеческими ресурсами – формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при возникновении новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.
Главная задача – изучение сущности и механизмов социальных процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества. Ее решение основано на изучении методологических положений экономической трудовой теории, раскрывающей основополагающую роль труда в жизнедеятельности человека и общества, а также экономические и социальные особенности труда в конкретных исторических условиях.
Другая задача – изучение факторов и резервов эффективной занятости, формирования и рационального использования трудового потенциала, повышения эффективности и производительности труда. Определяющими предпосылками для решения этой задачи являются, во-первых, механизм реализации российских законов и социально-экономической политики в регулировании социально-трудовых отношений, а во-вторых, изучение закономерностей, объективных и субъективных факторов, воздействующих на социальные процессы, отношение человека к труду, его поведение в коллективе.
Похожие статьи:
Методология и методы социологического исследования
Методологией называют систему основных принципов любого научного исследования. Это собирательный термин, имеющий различные аспекты. В широком смысле слова научная методология является инструментом поиска наиболее общих подходов к изучению ...
Социально – психологический портрет современного подростка. Подростковый
возраст, как наиболее сложный этап в развитии ребенка
Подростковый возраст- период жизни человека от детства к юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период, подросток проходит великий путь в своем развитии; через внутре ...
Теоретико-методологические аспекты социального
прогнозирования. Понятие и сущность методологии социального прогнозирования
Прогнозирование – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего, о нахождении многовариантных альтернатив изменения будущего, которое носит вероятностный характер.
Прогностика (футурология) – научн ...
|