Второй принцип
отражает ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость. Ответственность государства связана с принципом содействия занятости граждан, раскрытием их интересов и способностей при выборе вида общественно-полезной деятельности. Государственное содействие занятости и создание для нее условий состоит в корректировке косвенными мерами (экономическими, законодательными, социальными) экономического поведения граждан, в приобретении или соответствующей квалификации для занятия тем или иным видом деятельности, в подыскании подходящей работы или места учебы. Принцип содействия занятости имеет несколько аспектов - наряду с косвенным регулированием желаемого направления занятости, он заключается также в активном и заинтересованном участии субъектов социально-трудовых отношений (правительства, работодателей, профсоюзов) в выработке направлений развития занятости и ее регулирования. Их тесное взаимодействие в развитии занятости активно влияет на состояние всех ее качественных характеристик - образовательного и профессионально-квалификационного состава занятого населения, его отраслевой и демографической структуры, социально-экономической мобильности и конкурентоспособности.
Третий принцип отражает комплексный подход к решению проблем занятости, он включает координацию усилий органов власти всех уровней, взаимодействие механизмов государственного регулирования и рыночного саморегулирования, использование финансовых возможностей внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и граждан, достижение экономической и социальной эффективности от принимаемых программ содействия занятости населения [4, с. 17].
В условиях рыночной экономики существует не прямое централизованное управление, а система регулирования занятости. В этой системе главными регуляторами выступают законы, постановления, нормативно-правовые акты, программы поощрения и стимулирования занятости, соглашения между субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне и на уровне предприятий; важная роль отводится инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политике. Государство в этой системе выступает координатором, создателем рамочных условий для функционирования названных звеньев(регуляторов)системы [4, с. 18].
Государство, осуществляя политику занятости на федеральном и региональном уровнях, преследует стратегические и тактические цели.
Стратегические цели политики занятости состоят в достижении высокого уровня жизни населения, в создании условий для разностороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактические цели направлены на сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. Рыночный механизм в регулировании занятости направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса. Федеральный уровень государственной политики занятости включает комплекс активных и пассивных мер по созданию и сохранению рабочих мест, предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне («нормальном», «естественном»), подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям научно-технического прогресса и рынка труда, разработке и осуществлению крупных программ и проектов, обеспечивающих выход из застоя депрессивных регионов и т.д.
Региональный уровень государственной политики занятости преследует те же стратегические и тактические цели, что и федеральный уровень, но предполагает более полное использование имеющихся возможностей региона, поиск нетрадиционных путей решения проблем занятости. Среди них - устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы; подготовка и переподготовка рабочей силы с учетом особенностей труда в данном регионе; поддержка (административная, налоговая) деятельности работодателей по созданию ими рабочих мест, в том числе для лиц с ограниченными трудовыми возможностями; расширение диапазона общественных работ для лиц, длительно пребывающих в состоянии безработицы (незанятости); налаживание сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов; привлечение иностранного капитала в регионы с повышенным уровнем безработицы, в том числе для развития малого и среднего бизнеса и подготовки для него рабочей силы [4, с. 19].
Похожие статьи:
Социальная защита ветеранов труда
Социальная защита ветеранов труда предусматривает осуществление мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов труда, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветерана ...
Образование – как показатель социальной защиты
населения
В нашей республике растет сеть новых общеобразовательных учреждений. Большое внимание уделяется вариативности образования - все больше создается инновационных школ, где идет обучение по особым программам. На 1.09.2008 г. работали 68 гимна ...
Стиль компромисса("Лиса")
Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся, другая сторона делает то же самое. Иными словами, вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Вы дел ...
|