У каждого бывают в
жизни ситуации, когда мы вступаем в противоречие, разногласие с окружающими нас
людьми. Причиной разногласия может быть простое непонимание другого человека,
но если это разногласие или противостояние переходит в острую форму, грозящую
осложнениями – столкновение, спор – это уже конфликт.
Причины и источники
межличностных конфликтов находятся в сфере потребностей человека: потребности в
пище, безопасности, любви и привязанности, самоуважении и т.д.
Напряжение и конфликты
между людьми появляются при подавлении или угрозе удовлетворения этих
потребностей. Например, Вы хотите чего-то добиться, но поставленная Вами цель
оказывается трудно досягаемой в силу разных причин. Вы переживаете свой
неуспех, неудачу и готовы обвинить в своих трудностях по достижению цели окружающих
Вас людей. А окружающие (будь то родственники или ваши сотрудники) полагают,
что Вы сами виноваты в собственной неудаче. Возникает взаимное непонимание,
которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка
напряженности и неудовлетворенности, что и ведет к конфликтной ситуации.
Но всегда ли конфликт –
это зло? Уже в силу своей природы конфликт может быть носителем и созидательных
и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно. Не наличие, а
отсутствие конфликтов является чем-то удивительным и ненормальным – так
утверждают специалисты в области конфликтологии. Наша жизнь изменчива.
Перемены, возникающие на нашем жизненном пути, непременное условие нашего
существования, а следовательно, возникающие конфликты могут быть источником или
двигателем нашего духовного и профессионального роста.
Конфликт – это высшая
степень развития противоречий в системе отношения людей, социальных групп,
общества в целом. Он характеризуется противоборством, имеющим своей целью
устранение этих противоречий.
Очень часто
непосредственной причиной возникновения конфликта служит недостаточная
психологическая компетентность участников столкновения, отсутствие навыков
правильного поведения в сложной ситуации. Люди, как правило, в подобной
ситуации начинают вести себя как бы стихийно, они "идут" за
конфликтом, а не управляют им. Пути выхода из создавшейся конфликтной ситуации
могут быть как эффективными и продуктивными, так и неэффективными и
деструктивными.
Существует пять таких
основных стилей. Они описаны и широко использованы в программах обучения
управлению делами, в основу которых положена система, называемая методом
Томаса-Килменна (разработан Кеннетом У. Томасом и Ральфом X. Килменном в 1972
году). Система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль
разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с
общим источником любого конфликта - несовпадением интересов двух и более
сторон. Выбор стиля
зависит от того, чьи интересы Вы хотите удовлетворить: а) свои собственные,
действуя при этом активно или пассивно; б) интересы другой стороны, действуя
совместно или индивидуально.
С помощью предлагаемого
теста К. Томаса мы можем определить свой ведущий стиль поведения в конфликтных
ситуациях и решить, насколько он эффективен или неэффективен в данной ситуации.
Похожие статьи:
Формирование рынка доступного жилья
В настоящее время в основном сформирована нормативная правовая база, регулирующая вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере.
На решение жилищных пробле ...
Социальная стратификация
Социологическое понятие стратификации (от лат. stratum — слой, пласт) отражает расслоение общества, различия в социальном положении его членов.
Социальная стратификация
— это система социального неравенства, состоящая из иерархически ра ...
Анкетные опросы и интервью
Опросы - незаменимый прием получения информации, является почти универсальным методом.
Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы, и, наконец, убедитьс ...
|