Мотивация волонтеров (на материале исследования мотивации волонтеров Кризисного центра г. Апатиты)
Материалы и статьи » Мотивация волонтеров (на материале исследования мотивации волонтеров Кризисного центра г. Апатиты)

Последнее десятилетие в современном обществе произошло большое количество социальных, культурных, а также экономических изменений. Вследствие этого возникла тенденция все большего увеличения количества социальных проблем и возрастания социального неблагополучия. Поэтому, большое значение для населения стали иметь организации, учреждения, а также службы, целью которых является оказание социальной помощи. Однако, вследствие очень широкого спектра проблем населения, а также большого числа клиентов, в организациях все больше и больше востребуется волонтерская (добровольческая) деятельность. У социальных служб возрастает необходимость привлечения на добровольческую работу большего количества волонтеров. При этом очень большое значение имеет мотивация, стремление волонтеров добровольно работать в той или иной социальной службе. Часто добровольцы, обладая подходящими для социальной работы культурными нормами и ценностями, не имеют необходимого стимула, мотивации для полноценной добровольческой деятельности. В то же время для специалистов социальных служб и организаций актуальной становится значимой проблема отбора волонтеров на добровольческую деятельность. Поэтому актуальной проблемой является выявление особенностей мотивации волонтеров, работающих в социальных службах.

Целью данной работы является выявление особенностей мотивации волонтеров социальных служб.

В соответствие с поставленной целью, задачи данной работы могут быть сформулированы следующим образом:

- определить содержание базового понятия "мотивация";

- выявить основные характеристики субкультуры волонтеров;

- выявить особенности мотивации волонтеров;

- выявить особенности мотивации волонтеров Кризисного центра города Апатиты.

Объектом исследования является социокультурный феномен волонтерства.

Предмет исследования – мотивация волонтеров социальных служб.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема мотивации в разное время освещалась отечественными психологами, социологами и экономистами. Эта проблема рассматривалась в работах российских психологов И.Ф. Албеговой, Д.А. Леонтьева, В.Д. Плахова, М.С. Кагана. Проблема мотивации затрагивается в работах зарубежных психологов А. Маслоу, А. Ребера. Также мотивацию была освещена в одной из работ американских специалистов по менеджменту Ф. Хэдоури, М. Альбертом, М. Месконом. Тема субкультуры волонтеров рассматривается преимущественно в публицистической литературе в области психологии, социологии, культурологии и социальной работы. В разное время ее рассматривали такие авторы как Н.А. Потапова, Д. Майерс, М. Олчман, П. Джордан. Проблема мотивации волонтеров недостаточно хорошо освещена в научной литературе. В своих научных публикациях данную тему рассматривали такие отечественные и зарубежные психологи, такие как А.К. Маркова, Н.А. Низовских, М. Дарли, К. Дэниэл Бэтсон и другие. Данная проблема рассматривалась российскими педагогами Е. Буглак, О. Фетисовой, О. Кликуновой, социологами Н.П. Пешковым, Д. Майерсом,а также российским экономистом Е. Шековой.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обосновывается актуальность проблемы; формулируется цель, задачи, объект и предмет работы; рассматривается степень разработанности проблемы; описывается структура работы. Первая глава посвящается проблеме мотивации волонтеров в психологии и социологии рассматривается проблема определения понятия «мотивация». Рассматривается мотивация волонтеров в психологической и социологической литературе, связь мотивации волонтеров с их культурными нормами и ценностями. Также в данной главе рассматриваются основные характеристики субкультуры волонтеров. Вторая глава посвящена выявлению особенности мотивации волонтеров Кризисного центра города Апатиты. В данной главе выявляются особенности мотивации добровольцев Кризисного центра города Апатиты. В заключении подводятся итоги дипломной работы. В приложениях находятся: программа практического исследования; опросный лист - вопросы для интервью, взятых для исследования у волонтеров и специалистов Кризисного центра города Апатиты; образцы интервью.


Похожие статьи:

Расово-антропологическая школа
XX век - является веком ярких исторических событий, научных открытий, исследований. Резкий скачок происходит в развитии новых технологий, в изучении человека. В течение всего столетия расово-антропологическая школа активно занимается изуч ...

Тактики воспитания в семье
Психологи выделили четыре основные тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество (А. В. Петровский). Диктат в семье проявляется в систематическом подавл ...

Образовательный потенциал и концепция социального капитала П. Бурдье
Образование, по П. Бурдье, – это поле, более остальных ориентированное на воспроизводство, учитывая то, что агенты достаточно компетентны для такого воспроизводства. П. Бурдье рассматривает его как составляющую культурного капитала агента ...