Существующая в стране общественно-политическая ситуация оправдывает
необходимость вернуть системе власти способность к эффективному воспроизводству
и преемственному развитию надежных и прочных, соответствующих духу времени
государственных и гражданских начал. В стоящих за этим процессах роль молодежи
очевидна, так как, в конечном счете, именно за ней воспроизводственная функция
(биологическая и социальная) и именно молодое поколение призвано быть носителем
новых гражданских устремлений, нового политического качества.
Неотягощенная
прошлым молодежь, по всем социологическим меркам, острее других
социально-демографических групп чувствует меняющиеся общественные настроения и
больше готова к политическим новациям. Молодёжь характеризуется теми
общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как
самостоятельную социально-демографическую группу.
Молодёжь
имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной
сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией,
которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также
способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся
общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат
в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем. С одной стороны, молодежь
является самой мобильной частью общества, среди этой социальной группы наиболее
быстрыми темпами происходит подъем профессионального уровня и служебной
карьеры. С другой стороны, трудности переходного периода особенно сильно
ударили по положению молодежи: лишь небольшая её часть сумела найти свое место
в рыночной системе, основной же массе пока не удается адаптироваться к
изменившейся ситуации. И у этой части наблюдается понижение социального
статуса, сужаются возможности доступа к образованию и культурным ценностям,
зато расширяется преступность и девиантное поведение, безработица и социальное
неравноправие.
В
период, когда идет переоценка ценностей, норм, молодежи сложно ориентироваться
в вопросах, которые касаются её жизненной перспективы, целей и смысла жизни.
Положение молодых людей в обществе является нестабильным.
Мировые сообщества, начиная с 1950-60-х годов,
проводят целенаправленную политику по отношению к молодому поколению. Особая
роль принадлежит Организации Объединенных Наций. В 1965 году ее Генеральной
Ассамблеей была принята "Декларация о распространении среди молодежи
идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами"; в 1985
г., объявленном Международным годом молодежи, были одобрены "Руководящие
принципы для дальнейшего планирования и осуществления соответствующих
последующих мер, касающихся молодежи: участие, развитие, мир"; согласно
резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1995 года была принята
Всемирная программа действий, касающихся молодежи до 2000 года и на последующий
период; резолюцией 54/120 от 20 января 2000 г. была одобрена Лиссабонская
декларация по молодежной политике и программам.
В развитых европейских странах (Германия,
Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Франция, Италия) реализуется эффективная
государственная молодежная политика. Формы ее проведения различны, однако общей
тенденцией является широкое привлечение общественных организаций, а также
активное участие федеральных органов в решении проблем различных категорий
молодежи.
С начала XX столетия в России
политика государства по отношению к молодому поколению выдвигается в число
актуальных задач, потому что без участия государства разрешения многих
молодежных проблем будет затруднено.
Каким
бы ни был закон о молодежной политике, он в той или иной степени должен
опираться на теоретические предпосылки того, что молодежная политика - это
самостоятельное направление деятельности государства, государство проводит
молодежную политику через систему органов управления и координации, причем,
вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность самой молодежи.
Эффективность реализации молодежной политики зависит от учета интересов,
потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству
образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.
В
связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи,
сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на
основе объективных данных о положение молодежи может быть осуществлена
молодежная политика.
Степень
разработанности. В ряде европейских
государств молодежная политика является самостоятельной частью государственной
политики с четкой структурой и тесным взаимодействием составляющих. В других
случаях - предметом для обсуждения и находится в стадии становления. Очевидно,
что успешное реформирование государства возможно только при активном участии
молодежи и новых подходов разработки и осуществления молодежной политики.
Изменениями,
происходящими в процессах молодежной политики, интересовались как зарубежные,
так и отечественные ученые, однако должного внимания им не уделялось. Лишь в
последнее время в связи с депопуляцией населения, маргинализацией и
криминализацией детей и молодежи, политической индифферентности молодых
взрослых, в России стало уделяться особое внимание данным процессам, как со
стороны государства, так и ученых.
Один из первых ученых, начавших изучать проблемы молодежи и
давший определение понятию "молодёжь" в 1968 г. был В.Т. Лисовский.
Позднее более полное исследование молодежных процессов было проведено
академиком И.С. Коном. В выпускной квалификационной работе также используются
исследования следующих отечественных ученых: Д. Никольского, В.Н. Боряза, В.В. Павловского,
А.В. Мудрика, Г.С. Абрамовой, А. Апокина, П.И. Бабочкина, Ю.П. Волкова, А.
Зеленина и других. Также были использованы работы зарубежных исследователей,
таких как Д. Торкилдсен и В. Ленси.
Целью ВКР является изучение направлений реализации
молодежной политики, анализ и выявление проблем молодежи на муниципальном уровне
и поиск путей решения этих проблем.
Достижение
поставленной цели вызывает необходимость решения следующих задач:
изучить
теоретические основы реализации молодежной политики;
изучить
методы управления в сфере молодежной политики на муниципальном, региональном и
федеральном уровнях власти;
проанализировать
состояние инфраструктуры для молодежи, правовые, социально-экономические
условия для молодежи, обеспечение условий для формирования здорового образа
жизни, охраны здоровья, осуществление профилактики социально-негативных явлений
в молодежной среде, условий для вовлечения и участия молодежи в
социально-экономической, политической и культурной жизни общества в городе
Нижнекамске;
изучить
опыт реализации основных направлений государственной молодежной политики на
муниципальном уровне;
разработать
рекомендации по решению выделенных в исследовании проблем и повышению
эффективности управления данной сферой на муниципальном уровне.
Объектом
ВКР является муниципальная молодежная
политика.
Предметом - проблемы, возникающие при реализации молодежной политики
на муниципальном уровне (в городе Нижнекамске).
Научная
новизна ВКР заключается в исследовании
управленческих аспектов молодежной политики и разработке практических
рекомендаций по решению представленных в социологическом исследовании проблем
современной молодежи в городе Нижнекамске. Рассмотрены промежуточные результаты
комплексных целевых программ, разработанных для решения проблем молодежи и
процесс реализации молодежной политики на муниципальном уровне, выполнении
социальной обязательств - поддержки и обеспечения молодого поколения условиями
для развития творческих способностей, физических данных, обеспечения здорового
образа жизни, трудоустройства, а также помощи всех видов организаций,
участвующих в реализации государственной молодежной политике и занимающихся
развитием физкультуры и спорта как для молодежи, так и для граждан других
возрастов. Разработаны рекомендации по решению основных проблем, тревожащих
молодежь города Нижнекамска: низкая информированность молодежи о проводимых в
городе мероприятиях, сложности с трудоустройством молодежи на основе полной или
частичной занятости, неполное обеспечение молодежи досугом.
Научная
значимость работы представлена в изучении специфических особенностей
управления инфраструктурой для молодежи в городе Нижнекамске с неразвитой
системой трудоустройства и проведения досуга, с низкой информированностью.
Практическую
значимость представляет то, что результаты исследования могут быть использованы
специалистами Управления по делам молодежи и спорту в качестве статистических
данных о мнении молодежи, а рекомендации могут быть использованы молодыми
людьми для поиска работы, общения, помощи и развлечений.
Целостная
и последовательная государственная молодежная политика в сфере занятости
молодежи и поднятия уровня ее благосостояния является важнейшим фактором
устойчивого развития страны и общества, совершенствования общественных
отношений, является системой государственных приоритетов и мер, направленных на
создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной
самореализации молодежи в своем городе.
Государственная молодежная политика формируется и
реализуется органами государственной власти и местного самоуправления, при
партнерском участии молодежных и детских общественных объединений,
неправительственных организаций и иных, юридических и физических лиц.
На
муниципальном уровне регулирование вопросов реализации молодежной политики и
развития физической культуры и спорта осуществляет соответствующее структурное
подразделение исполнительного комитета. В Нижнекамском муниципальном районе
Республики Татарстан эти функции возложены на муниципальное учреждение "Управление
по делам молодежи и спорту" исполнительного комитета, которые совместно с
управлениями образования, здравоохранения и другими учреждениями и ведомствами
регулируют деятельность инфраструктуры для молодежи.
Связь
с другими научно-исследовательскими работами.
Данная работа в теоретико-методическом плане основывается на целевых
комплексных программах трех уровней власти, на данных опросов фонда "Общественное
мнение", на аналитических докладах "Положение молодежи в РФ", на
материалах Всероссийской научно-практической конференции "Реализация
государственной молодежной политики: региональный опыт", проведенной по
заказу Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ в Казанском
государственном технологическом университете на факультете Экономики и
Управления 11 мая 2006 года.
Теоретическая
и методологическая основа выпускной квалификационной работы. В процессе работы над ВКР использовались различные методы
исследования, необходимые для решения поставленных задач. В качестве основного
методологического подхода выбран программно-целевой метод управления молодежной
политикой, представляющий собой один из видов планирования и управления, в
основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей.
Программно-целевое планирование построено по логической схеме "цели - пути
- способы - средства". При программном управлении главным является не
сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы,
программными действиями, создание целевой комплексной программы.
С
помощью нормативно-правового метода была рассмотрена законодательная база
государственной молодежной политики.
В
своих работах они рассматривают проблемы молодежной политики как часть
национальной безопасности, применительно к уже устоявшимся рыночным отношениям.
Значительный
вклад в решение задач целеполагания, управления и разработки рекомендаций в
решении проблем молодежи, внесли многие отечественные ученые: Рожнов О.А., Переверзев
М.П., Калинина З.Н., Адамчук В.В., Бобков В. Н Д. Никольского, В.Н. Боряз, В.В.
Павловский, А.В. Мудрик, Г.С. Абрамова, А. Апокин, П.И. Бабочкин, Ю.П. Волков,
А. Зеленин, В.Б. Зотов и другие.
Однако,
несмотря на значительный объем научных публикаций, посвященных проблемам
молодежи, на сегодняшний день недостаточно прикладных исследований, посвященных
вопросам разработки рекомендаций по решению проблем молодых людей с учетом всех
специфик этой социальной группы.
Для
осуществления комплексного исследования привлекается следующие данные:
первичные
документы и материалы Исполнительного комитета и Совета Нижнекамского
муниципального района за 2006-2008 годы по проблемам молодежи;
статистические
данные, полученные от Управления по делам молодежи и спорту исполнительного
комитета Нижнекамского муниципального района;
первичные
и вторичные материалы исследований и рассмотрения проблем управления физической
культуры и спортом в городе Нижнекамске (отчеты, анализы результатов
исследований по интересуемым проблемам), полученные от Управления по делам
молодежи и спорту исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района;
данные
Госкомстата, материалы Института труда и социального страхования, Министерства
труда и социального развития РФ и других научно-исследовательских организаций,
результаты
собственного социологического исследования.
Похожие статьи:
Изменение структуры производственных функций при взаимодействии
правительства со своими клиентами.
Использование Интернет сопровождается ростом тенденции к развитию самообслуживания гражданами или промышленностью в ходе своего взаимодействия с правительством. По мере того, как традиционные правительства начнут становиться электронными ...
Требования к социальным работникам при работе с
людьми без определенного места жительства
В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах и т.д.В успешности социальной ра ...
Власть и мораль в учениях Н. Макиавелли
Макиавелли, иногда, до сих пор объявляют философом, разделившим политику и мораль. Должен ли государь быть жестоким или милосердным? Здесь однозначным может быть лишь то, что следует остерегаться злоупотребить милосердием. Жестокостью мож ...
|