Таким образом, делая вывод следует отметить, что особенности развития современной социальной ситуации привели к увеличению числа людей, нуждающихся в социальной поддержке, в связи с чем возросла потребность специалистов социальной работы, ориентирующихся в профессиональной деятельности на ценности гуманизма, справедливости толерантности.
Социальная работа не только профессия, но и состояние души. Некоторые специалисты рассматривают ее как призвание, которое дает чувство причастности и преданности этой работе, без которого невозможно или очень трудно выдержать общение со страдающими людьми, с людьми, которые в своей жизни испытали много потерь.
Русский философ и богослов, ученый и священник П.А. Флоренский считал, что накопленные знания ещё не создают богатый духовный мир личности.
Флоренский писал, что самое страшное для человека – бездуховность. В центре спасения мира от бездуховности, по его мнению, стоит человек. [2, с.101].
В соответствии с основными функциями профессии социальный работник должен быть профессионально подготовленным; эрудированным в области культуры, политики, экономического и социального развития общества; уметь предвидеть последствия своих действий, твердо проводить в жизнь ценности профессии; иметь навыки коммуникативного общения (например, уметь правильно общаться с трудными подростками, инвалидами, пожилыми людьми); иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни клиента; обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психологическим нагрузкам, добросовестно исполнять свой профессиональный долг, не теряя самообладания, доброжелательности и внимания к клиенту; уметь принимать решение в трудных неожиданных ситуациях, ясно формулировать и грамотно излагать свои мысли.
Сегодня актуальны вопросы социального обслуживания населения в современном его понимании. Однако недостатки социального обслуживания очевидны.
Особое внимание надо уделить качеству обучения, обеспечение оптимального сочетания традиционных и новых подходов при акценте на активные методы обучения будущих специалистов в области социальной работы.
Также необходимо развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ деятельности сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа, развитие межрегионального и международного сотрудничества и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения.
Компоненты ценностных ориентаций |
Типы направленности |
На себя
(эгоцентрическая) |
На профессиональную деятельность (предметная) |
На клиента
(гуманистическая) |
Ценности-
цели |
Ориентация на реализацию в профессиональной деятельности своих потребностей, способностей, на достижение авторитета у коллег, руководителей, клиентов. Ориентация на служебную карьеру, профессиональный рост. |
Ориентация на профессиональную деятельность как личностно значимую. Стремление к повышению уровня профессиональных знаний, овладению адекватных профессии технологиями. |
Стремление оказать помощь людям, защитить уязвимые слои населения, оказать профессиональную и личностную поддержку. |
Ценности-
средства |
В качестве приоритетных выступают унифицированные, более доступные и комфортные средства, обеспечивающие достижение средства и цели. В большинстве случаев ориентация на репродуктивные методы в профессиональной деятельности. |
В качестве приоритетных выступают методы и средства, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности. В большинстве случаев ориентация на прогрессивные технологии, сложившийся в практике опыт. |
Ориентация на использование гуманистических технологий, позволяющих не только оказывать помощь, поддержку клиенту, но и воспитательное воздействие, направленное на личностное развитие клиента. |
Ценности-
отношения |
Ориентация на функционально-ролевой тип взаимоотношение с коллегами, руководителями, клиентами (формальный тип отношений) |
Ориентация на партнерские отношения, сотворчество, совместную деятельность (творческий тип отношений). |
Ориентация на субъект-субъективное взаимодействие, в котором формальные и межличностные отношения взаимосвязаны и характеризуются сопричастностью с другими (гуманистический тип). |
Компоненты ценностных ориентаций |
Типы направленности |
На себя
(эгоцентрическая) |
На профессиональную деятельность (предметная) |
На клиента
(гуманистическая) |
Ценности-
качества |
Специалист социальной работы организован, обладает настойчивостью, выдержкой, чувством такта; авторитарен. |
Специалист социальной работы активен, обладает организаторскими способностями, инициативностью, ответственностью; профессионально грамотен обладает хорошими коммуникативными способностями. |
Специалист социальной работы – гуманист, обладает высокой духовной культурой, толерантен, доброжелателен; ему присущи отзывчивость, чуткость, милосердие, эмпатия, желание помочь клиенту; умение стимулировать в человеке его внутренний резерв. |
Ценности-
знания |
Ориентация на знания, позволяющие обеспечивать служебную карьеру, профессиональный рост, поддерживать авторитет; ориентация на нормативные требования, основы трудового законодательства. Дифференцированное применение навыков общения в профессиональной деятельности. |
Ориентация на пополнение, углубление профессионального знания, отражающего специфику формирования отношений в социуме, раскрывающего формы и методы социальной работы с семьей, различными группами и категориями населения. Стремление к овладению знаниями психологии, педагогики, юриспруденции и других наук, обеспечивающих профессиональную компетентность Умение использовать опыт. |
Ориентация не только на пополнение и углубление профессионального знания но и на:
- знания об обществе, о его социальной политике и программах, структуре, влиянии особенностей социальной стрктуры на характер проблем;
- знания о человеке и понимание его самоценности;
- умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности, при этом процесс накопления опыта приобретает творческий характер. |
Похожие статьи:
Восход солнца вручную
Практическое воплощение программы формирования «электронного правительства» в нашей стране планируется осуществлять за счет диверсифицированных источников финансирования. В 2005—2007 годах из республиканского бюджета на эти цели будет выд ...
Понятие и виды социальных ролей
Впервые определение социальной роли было дано американским социологом Р. Линтоном в 1936 г. Он рассматривал социальную роль как динамическую сторону социального статуса, как его функцию, связанную с набором норм, в соответствии с которыми ...
Политический идеал государственного устройства в учениях Н. Макиавелли
Макиавелли разбирает, какими способами государи могут управлять государствами и удерживать над ними власть. Государства, управляемые единолично у него делятся на унаследованные и новые. Наследному государю гораздо легче удержать власть, ч ...
|