Образование в обществе выступает не только в качестве социального института, но и как система. Люди воспринимают образование как систему, включающую в себя различные ступени и уровни (дошкольное, школьное, профессиональное, высшее и т.д.).
В рамках системы образования – само образование рассматривается как самодостаточный феномен, не требующий выявление его связей с другими социальными институтами.
Каждая ступень образовательной системы функционирует автономно, без учета потребностей и интересов «предшественников» и «последователей». Разрыв между ними сказывается и на состоянии каждой подсистемы, и на учащихся, образ жизни которых нередко оказывается расколотым в сфере их образования и воспитания на ряд почти не связанных между собой ступени. Пока, к примеру, школа будет озабочена в первую очередь вопросами успеваемости и не станет ориентироваться в своей деятельности на потребности и интересы учащихся, перспективы их интеграции в последующую, «послешкольную» жизнь, ей как институту общества трудно рассчитывать на высокий авторитет в нем. ВУЗы, колледжи, училища, должны выполнять функции подготовки молодых людей не только к работе по полученной специальности, но и связанные с деятельностью в новых условиях перехода рынку. Следовательно, в основе нормального функционирования образования, как социального института, лежит удовлетворение потребностей в обучении, воспитании, социализации, профессиональной подготовки, имеющей как индивидуально-личностный, так и общественный характер, реализуемых отдельными людьми и учебными заведениями в их практической образовательной деятельности. По существу формируется и исследуется новая проблема социологии образования.
До недавнего прошлого вся система образования в нашей стране развивалась без малейшего учета потребностей, прежде всего конкретного человека. Строительство новых и расширение уже действующих учебных заведений ставилось в прямую зависимость от развития материального производства. Потребности и интересы конкретных людей никого не интересовали. Не ставилась задача не только их удовлетворения, но даже изучения и знания. К сожалению, образование в мире и сегодня больше повернуто в прошлое, чем в настоящее и будущее, рассчитано на усвоение готового знания, а не на подготовку к решению проблем.
Решение проблем образования в одной стране не может не сказаться на общемировой ситуации в этой сфере. Комплексное решение вопросов образования может быть эффективно предпринято только совместными усилиями ряда стран, либо даже всеобщими стараниями человечества. Необходимо иметь в виду реальную угрозу: страны с неразвитым образованием и низкими расходами на него никогда не сумеют вырваться в группу среднеразвитых, тем более высокоразвитых государств. К примеру, в большинстве африканских стран расходы на образование в расчете на душу населения в 90-100 раз ниже, чем в США или Канаде.
Сегодня известно, что каждый пятый житель планеты неграмотен. В нашей стране незначительные расходы государства на образование в течение 90-х годов конца XX столетия, выезд из страны сотен тысяч высокообразованных специалистов – фактор способный отбросить отечественную систему образования далеко назад.
Похожие статьи:
Виды и этапы социологического исследования.
Социологические исследования подразделяются по разным основаниям и поэтому могут быть предложены и различные классификации. Так, по характеру добываемого социологического знания они разделяются на теоретические и эмпирические. Для теорети ...
Приложения
«Фокус-группа»
Цель фокус-группы – выявить отношение потенциальных получателей к проблеме связанной с получением кредитов по программе «Молодая семья», определить основные причины ее возникновения и возможные пути решения.
Объект - пред ...
Проблема суицидального поведения подростков
Суицидальное поведение отражает различные формы деструктивной, личностной активности, направленной на самоубийство или покушение на свою жизнь.
Суицидальное поведение у подростков, является одной из форм отклоняющегося поведения и имеет ...
|