Образование – целенаправленная систематическая, познавательная
деятельность по освоению и совершенствованию знаний, умений и навыков, а так же
совокупность знаний полученных в результате обучения. Образование, это
необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Образование, это вид
деятельности миллиардов людей на планете. В него постоянно включается
значительное большинство населения многих стран мира. Чем больше образование
распространялось в мире, тем значительнее и количественно становилось его
научное исследование.
Каждый этап в развитии образования связан с осмыслением основных идей и
путей его совершенствования. В основе всего лежит содержание, форма,
направленность образования, методы его осуществления, соотношение с
воспитанием. Содержание образования всегда отражает определенный уровень
знания. Это, как правило, подтвержденные практикой либо признанной теорией
знания. На начальном этапе развития человеческого общества ими были знания,
проверенные и достигнутые в повседневной деятельности, борьбе за жизнь и
выживание. Образование выполняло функцию – передачи знаний, традиций, умений,
приемов, навыков деятельности по принципу «делай, как я», имело четко
выраженную личностную направленность, способствовало адаптации человека к
условиям жизни, обучало, воспитывало и развивало его в той степени, в какой это
было возможно в конкретных обстоятельствах. По мере развития человечества
знания, передававшиеся в процессе повседневного, регулярного обучения,
становились неотъемлемым элементом социальной жизнедеятельности, образа жизни
общества и конкретных людей. Практика обучения и воспитания развивалась по пути
совершенствования, прежде всего, личностно ориентированного образования, ведь
оно выполняет важнейшую социальную роль связующего звена между обществом и
конкретным человеком.
«Содержание образования – целостный процесс, характеризующийся,
во-первых, условием опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием
типологических качеств личности, в-третьих, умственным и физическим развитием
человека». (Ледиев В.С., «Содержание образования», М., 1989 г.).
Этапы развития образования определяли его как относительно
самостоятельное и самодостаточное явление. Разумеется, автономия была
относительной, всегда существовала зависимость (в той или иной степени) от
государства и церкви. Образование как социальное явление и процесс, как
социальная система, наконец, как социальный институт, являясь элементом
общества, испытывает на себе влияние практически всех изменений, происходящих в
нем. Образование, так или иначе, воздействует на общественную систему,
заставляет реагировать на свои потребности и проблемы. Образование – это одна
из важнейших сфер жизни общества и одно из наиболее значительных средств
самореализации личности. В различных цивилизациях осуществляется передача
накопленного опыта путем образования. На каждом новом этапе своего развития
образование последовательно приобретает разные формы (в традиционном обществе
оно осуществляется через институты подмастерья и духовного наставничества на
смену им приходит школа с обучением большого количества новых предметов и
т.д.). Образование, это сложный культурно-исторический процесс. Это еще и
самоценность, самоцель. Суть в том, что образование необходимо человеку для
удовлетворения потребности узнать нечто новое. Именно в такой роли образование
и его разновидность – самообразование часто выступают источником научного и
культурного процесса.
Содержание образования для своего эффективного усвоения в масштабах
общества требует соответствующих учреждений, структур, институтов. Один из
первых институтов – прошел длительную эволюцию в своем развитии от немассовой,
доступной лишь немногим людям, до обязательной для большинства населения,
образованной структуры. Чем больше образование распространялось в мире, в
отдельных странах, тем значительнее, количественно и качественно – становились
его научные исследования.
Появление потребностей в развитии образования и государства,
производства, науки, культуры, семьи (равно как и у образования в развитии этих
институтов) и взаимной заинтересованности означало переход к новому этапу
образования. В заметной форме такие обоюдные потребности и интересы
сформировались к концу XIX к
началу XX века. Именно потребности и интересы
сформировались к концу XIX –
началу XX века. Именно потребности и интересы
общества в развитии конкретных социальных институтов вызвали бурное развитие
образования и его концепции – как на уровне педагогики, так и в целом всего
социально-гуманитарного знания. Научные исследования, осуществленные в рамках
тех или иных наук, означало формирование различных подходов к изучению
образования.
С проблемой образования и воспитания напрямую связана проблема
нарастающей варваризацией общества. Перечень печальных явлений одичания можно
продолжат долго, они лежат в основе самых серьезных социальных болячек: эмоциональная
и нравственная неразвитость, разрушение института семьи, проблемы человеческой
личности и т.д.
Сегодня много говорят об утраченном интересе к книге. Рассуждают о том,
как привить детям любовь к чтению, чтобы дети читали, размышляли, спорили, находя
в книгах ответы не только на вопросы, касающиеся изучения того или иного
школьного предмета, но и на свои личные.
Уровень преподавания в школах в целом в нашей стране заметно снизился,
что нашло выражение, например, в том, что лучшие ученики на международных
конкурсах по отдельным наукам вместо мест в первой десятке откатились в 4–5-й
десяток. «…Самое печальное, что нынешнее поколение начинает отставать не только
по количеству, но и по качеству знаний. Год от года недавние школьники –
талантливые и слабые, усердные и ленивые – выглядят, в массе, всё более
«серыми». Наступает момент, когда об этом хочется сказать как можно громче…».
(председатель приемной комиссии исторического факультета МГУ).
Известно снижение общего уровня образованности в России за последние
10–15 лет. Не последнюю роль сыграло расширение числа некоторых коммерческих
ВУЗов. Поступление в такого рода ВУЗы определялось, прежде всего, готовностью
платить за обучение, экзамены при поступлении носили в основном формальный
характер. Вследствие коммерциализации образования, численность студентов за
последние 10–15 лет превосходит потребности народного хозяйства в притоке новых
специалистов.
Последнее время стали уделять внимание вопросам родного языка. Все
озабочены тем, насколько неграмотны нынешние выпускники. Мысли и эмоции
выражаются двумя-тремя словами: «Супер», «Классно», «Вау». Беда в том, что язык
улицы активно транслирует телевидение. «…Полное ощущение, что язык «уплывает»…».
(С.Серова, профессор Российской академии театрального искусства). И это
воспринимается не как культурная, а как национальная катастрофа. Язык – это
святыня, по языку мы все – родные. Это огромное богатство, огромная ценность.
Это то, что объединяет нацию. Сейчас это понимается на государственном уровне.
Нынешний год объявлен годом русского языка.
Неблагополучная ситуация в обществе, неразбериха в школьных программах
привела к тому, что нередко под предлогом новаций в школу внедряются
сомнительные учения. К сожалению, немногие из педагогов отдают себе отчет в той
опасности, которую моральный нигилизм несет незрелым душам. Обществам
утрачивается целостность и широта образования, утрачивается его
мировоззренческая функция, а её цели подменяются идеологическими суррогатами
или тем, что образование сводится к приобретению только профессиональных
навыков. Такой подход подрывает все структуру и традиции Российской
образовательной системы.
Никто серьезно не исследует возможные последствия внедрения новых
технологий в учебный процесс – в том числе и отдаленные – негативные как для
ребенка, так и для системы образования. Например, известное тестирование,
препятствует формированию умения связно и аргументировано излагать мысль,
анализировать и обобщать материал. Сочинения абитуриентов последних лет
иллюстрируют этот факт.
Здоровый консерватизм педагогов, осознающих, что дети – не материал для
экспериментов, до последних лет защищал детей. Однако бурный инновационный
процесс в образовании разрушил эту стабильность. Отсутствие государственной
идеологии обеспечивает «окно» для проникновения в школу самых разных программ и
пока не будут определены серьезные государственные приоритеты, говорить о
единых школьных программах вряд ли приходится. Если раньше школа получала от
государства политический, четко сформированный и для всех одинаковый социальный
заказ на воспитание «нового человека», то теперь ясности в общих ценностных
ориентирах стало куда меньше. И если всё общество сегодня горестно размышляет о
своей молодежи, её бездуховности, безверии, агрессивности, то школе приходится
срочно искать какой-то выход из этой ситуации на каждом шагу, каждый день.
Школа как социальный институт вряд ли может быть существенно лучше
создавшего её общества. Общество учреждает и строит школу, разрабатывает для
неё программы и учебники, определяет её цели и функции, обеспечивает тот или
иной уровень её финансирования, задает правовые рамки её деятельности,
размещает систему образования в начале или в конце школы своих приоритетов. И
если общество больно, то наиболее тяжелое недомогание обязательно обнаружится и
в школе, возрождение общества будет связано с обновлением школы и всего
института образования. Необходимо заметить, что способность и функция
опережения материального бытия общества, присущая образованию крайне важна,
ведь опережающая, заглядывающая в завтрашний день реформа может ускорить ход
обновления общества.
Вряд ли кто будет оспаривать, что цели образования тесно связаны с целями
жизни данного общества. Жизнь определяет образование, и обратно – образование
воздействует на жизнь. Понять систему образования данного общества – значит
понять строй его жизни.
Образование есть не что иное, как культура индивида. По существу своему
оно не может быть никогда завершено. Мы образовываемся всё жизнь, и нет такого
определенного момента в нашей жизни, когда мы могли бы сказать, что нами
разрешена проблема нашего личного образования. Только необразованный человек
может утверждать, что он сполна разрешил для себя проблему образования. Об
образовании в подлинном смысле слова можно говорить только там, где есть культура
и задачей всякого образования является приобщение человека к культурным
ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение
природного человека в культурного. Истина есть такая же цель общего
образования, как личность, свобода, право. Каждый должен быть приобщен к науке
и к истине. Ибо нет двух знаний – научного и «обыкновенного», а всякое знание,
если уже научное знание.
Похожие статьи:
Система образования
Основными компонентами системы образования Российской Федерации является дошкольное, общее школьное, профессиональное и высшее образование. Каждая из указанных составляющих претерпела за годы реформ существенные негативные изменения. Неко ...
Общероссийский классификатор занятий.
Общероссийский классификатор занятий (далее ОКЗ) разработан в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, исходя из требований развития рыночной ...
Символика
Кельтский крест
Свастика
Руны, особенно изображение двух рун зиг (символ СС), руна одал и хагалаз
Мёртвая голова
Железный крест
Чёрное солнце
«Sieg Heil!»
«Blood & Honor»
«White Power»
14/88: 14 слов Дэвида Лэйна – «We must s ...
|