Основные подходы к образованию
Материалы и статьи » Основные подходы к образованию

Образование

– целенаправленная систематическая, познавательная деятельность по освоению и совершенствованию знаний, умений и навыков, а так же совокупность знаний полученных в результате обучения. Образование, это необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Образование, это вид деятельности миллиардов людей на планете. В него постоянно включается значительное большинство населения многих стран мира. Чем больше образование распространялось в мире, тем значительнее и количественно становилось его научное исследование.

Каждый этап в развитии образования связан с осмыслением основных идей и путей его совершенствования. В основе всего лежит содержание, форма, направленность образования, методы его осуществления, соотношение с воспитанием. Содержание образования всегда отражает определенный уровень знания. Это, как правило, подтвержденные практикой либо признанной теорией знания. На начальном этапе развития человеческого общества ими были знания, проверенные и достигнутые в повседневной деятельности, борьбе за жизнь и выживание. Образование выполняло функцию – передачи знаний, традиций, умений, приемов, навыков деятельности по принципу «делай, как я», имело четко выраженную личностную направленность, способствовало адаптации человека к условиям жизни, обучало, воспитывало и развивало его в той степени, в какой это было возможно в конкретных обстоятельствах. По мере развития человечества знания, передававшиеся в процессе повседневного, регулярного обучения, становились неотъемлемым элементом социальной жизнедеятельности, образа жизни общества и конкретных людей. Практика обучения и воспитания развивалась по пути совершенствования, прежде всего, личностно ориентированного образования, ведь оно выполняет важнейшую социальную роль связующего звена между обществом и конкретным человеком.

«Содержание образования – целостный процесс, характеризующийся, во-первых, условием опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека». (Ледиев В.С., «Содержание образования», М., 1989 г.).

Этапы развития образования определяли его как относительно самостоятельное и самодостаточное явление. Разумеется, автономия была относительной, всегда существовала зависимость (в той или иной степени) от государства и церкви. Образование как социальное явление и процесс, как социальная система, наконец, как социальный институт, являясь элементом общества, испытывает на себе влияние практически всех изменений, происходящих в нем. Образование, так или иначе, воздействует на общественную систему, заставляет реагировать на свои потребности и проблемы. Образование – это одна из важнейших сфер жизни общества и одно из наиболее значительных средств самореализации личности. В различных цивилизациях осуществляется передача накопленного опыта путем образования. На каждом новом этапе своего развития образование последовательно приобретает разные формы (в традиционном обществе оно осуществляется через институты подмастерья и духовного наставничества на смену им приходит школа с обучением большого количества новых предметов и т.д.). Образование, это сложный культурно-исторический процесс. Это еще и самоценность, самоцель. Суть в том, что образование необходимо человеку для удовлетворения потребности узнать нечто новое. Именно в такой роли образование и его разновидность – самообразование часто выступают источником научного и культурного процесса.

Содержание образования для своего эффективного усвоения в масштабах общества требует соответствующих учреждений, структур, институтов. Один из первых институтов – прошел длительную эволюцию в своем развитии от немассовой, доступной лишь немногим людям, до обязательной для большинства населения, образованной структуры. Чем больше образование распространялось в мире, в отдельных странах, тем значительнее, количественно и качественно – становились его научные исследования.

Появление потребностей в развитии образования и государства, производства, науки, культуры, семьи (равно как и у образования в развитии этих институтов) и взаимной заинтересованности означало переход к новому этапу образования. В заметной форме такие обоюдные потребности и интересы сформировались к концу XIX к началу XX века. Именно потребности и интересы сформировались к концу XIX – началу XX века. Именно потребности и интересы общества в развитии конкретных социальных институтов вызвали бурное развитие образования и его концепции – как на уровне педагогики, так и в целом всего социально-гуманитарного знания. Научные исследования, осуществленные в рамках тех или иных наук, означало формирование различных подходов к изучению образования.

С проблемой образования и воспитания напрямую связана проблема нарастающей варваризацией общества. Перечень печальных явлений одичания можно продолжат долго, они лежат в основе самых серьезных социальных болячек: эмоциональная и нравственная неразвитость, разрушение института семьи, проблемы человеческой личности и т.д.

Сегодня много говорят об утраченном интересе к книге. Рассуждают о том, как привить детям любовь к чтению, чтобы дети читали, размышляли, спорили, находя в книгах ответы не только на вопросы, касающиеся изучения того или иного школьного предмета, но и на свои личные.

Уровень преподавания в школах в целом в нашей стране заметно снизился, что нашло выражение, например, в том, что лучшие ученики на международных конкурсах по отдельным наукам вместо мест в первой десятке откатились в 4–5-й десяток. «…Самое печальное, что нынешнее поколение начинает отставать не только по количеству, но и по качеству знаний. Год от года недавние школьники – талантливые и слабые, усердные и ленивые – выглядят, в массе, всё более «серыми». Наступает момент, когда об этом хочется сказать как можно громче…». (председатель приемной комиссии исторического факультета МГУ).

Известно снижение общего уровня образованности в России за последние 10–15 лет. Не последнюю роль сыграло расширение числа некоторых коммерческих ВУЗов. Поступление в такого рода ВУЗы определялось, прежде всего, готовностью платить за обучение, экзамены при поступлении носили в основном формальный характер. Вследствие коммерциализации образования, численность студентов за последние 10–15 лет превосходит потребности народного хозяйства в притоке новых специалистов.

Последнее время стали уделять внимание вопросам родного языка. Все озабочены тем, насколько неграмотны нынешние выпускники. Мысли и эмоции выражаются двумя-тремя словами: «Супер», «Классно», «Вау». Беда в том, что язык улицы активно транслирует телевидение. «…Полное ощущение, что язык «уплывает»…». (С.Серова, профессор Российской академии театрального искусства). И это воспринимается не как культурная, а как национальная катастрофа. Язык – это святыня, по языку мы все – родные. Это огромное богатство, огромная ценность. Это то, что объединяет нацию. Сейчас это понимается на государственном уровне. Нынешний год объявлен годом русского языка.

Неблагополучная ситуация в обществе, неразбериха в школьных программах привела к тому, что нередко под предлогом новаций в школу внедряются сомнительные учения. К сожалению, немногие из педагогов отдают себе отчет в той опасности, которую моральный нигилизм несет незрелым душам. Обществам утрачивается целостность и широта образования, утрачивается его мировоззренческая функция, а её цели подменяются идеологическими суррогатами или тем, что образование сводится к приобретению только профессиональных навыков. Такой подход подрывает все структуру и традиции Российской образовательной системы.

Никто серьезно не исследует возможные последствия внедрения новых технологий в учебный процесс – в том числе и отдаленные – негативные как для ребенка, так и для системы образования. Например, известное тестирование, препятствует формированию умения связно и аргументировано излагать мысль, анализировать и обобщать материал. Сочинения абитуриентов последних лет иллюстрируют этот факт.

Здоровый консерватизм педагогов, осознающих, что дети – не материал для экспериментов, до последних лет защищал детей. Однако бурный инновационный процесс в образовании разрушил эту стабильность. Отсутствие государственной идеологии обеспечивает «окно» для проникновения в школу самых разных программ и пока не будут определены серьезные государственные приоритеты, говорить о единых школьных программах вряд ли приходится. Если раньше школа получала от государства политический, четко сформированный и для всех одинаковый социальный заказ на воспитание «нового человека», то теперь ясности в общих ценностных ориентирах стало куда меньше. И если всё общество сегодня горестно размышляет о своей молодежи, её бездуховности, безверии, агрессивности, то школе приходится срочно искать какой-то выход из этой ситуации на каждом шагу, каждый день.

Школа как социальный институт вряд ли может быть существенно лучше создавшего её общества. Общество учреждает и строит школу, разрабатывает для неё программы и учебники, определяет её цели и функции, обеспечивает тот или иной уровень её финансирования, задает правовые рамки её деятельности, размещает систему образования в начале или в конце школы своих приоритетов. И если общество больно, то наиболее тяжелое недомогание обязательно обнаружится и в школе, возрождение общества будет связано с обновлением школы и всего института образования. Необходимо заметить, что способность и функция опережения материального бытия общества, присущая образованию крайне важна, ведь опережающая, заглядывающая в завтрашний день реформа может ускорить ход обновления общества.

Вряд ли кто будет оспаривать, что цели образования тесно связаны с целями жизни данного общества. Жизнь определяет образование, и обратно – образование воздействует на жизнь. Понять систему образования данного общества – значит понять строй его жизни.

Образование есть не что иное, как культура индивида. По существу своему оно не может быть никогда завершено. Мы образовываемся всё жизнь, и нет такого определенного момента в нашей жизни, когда мы могли бы сказать, что нами разрешена проблема нашего личного образования. Только необразованный человек может утверждать, что он сполна разрешил для себя проблему образования. Об образовании в подлинном смысле слова можно говорить только там, где есть культура и задачей всякого образования является приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного. Истина есть такая же цель общего образования, как личность, свобода, право. Каждый должен быть приобщен к науке и к истине. Ибо нет двух знаний – научного и «обыкновенного», а всякое знание, если уже научное знание.


Похожие статьи:

Система образования
Основными компонентами системы образования Российской Федерации является дошкольное, общее школьное, профессиональное и высшее образование. Каждая из указанных составляющих претерпела за годы реформ существенные негативные изменения. Неко ...

Общероссийский классификатор занятий.
Общероссийский классификатор занятий (далее ОКЗ) разработан в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, исходя из требований развития рыночной ...

Символика
Кельтский крест Свастика Руны, особенно изображение двух рун зиг (символ СС), руна одал и хагалаз Мёртвая голова Железный крест Чёрное солнце «Sieg Heil!» «Blood & Honor» «White Power» 14/88: 14 слов Дэвида Лэйна – «We must s ...