Другой особенностью социальной защиты, присущей переходной экономике, является изменение роли государства и направлений его деятельности в сфере социальной защиты населения. Государство, как это и определено Конституцией Республики Башкортостан, по-прежнему является главным субъектом социальной защиты населения, которая осуществляется по следующим направлениям:
- правовое обеспечение социальной защиты (т.е. законодательное предоставление социальных, экономических и правовых гарантий) и контроль за его соблюдением;
- «превентивные» мероприятия (контроль за условиями труда, окружающей среды, уровнем качества и объемом предоставления услуг в сферах здравоохранения, образования и транспорта, а также перераспределением доходов, защитой прав потребителей и т. д.);
- компенсационные мероприятия, необходимые для поддержания уровня жизни отдельных категорий лиц - пожилых, больных, инвалидов, многодетных и неполных семей и т. д.;
- меры «субсидиарного» характера, когда стимулируются негосударственные, неформальные методы социальной защиты через различные союзы, ассоциации, фонды, общественные организации./42/
В условиях, когда возможности государства охватить социальной защитой всех без исключения членов общества весьма ограничены из-за продолжающегося экономического кризиса, возрастает роль других субъектов социальной защиты. Для достижения максимального удовлетворения потребностей населения в социальной защите, предотвращения социальных конфликтов и обеспечения гармоничного социально-экономического развития общества необходимо наличие разветвленного плюралистического механизма регулирования социальных процессов, включающего и деловые круги, и самих работников и их объединения, и домашние хозяйства (семью) и другие институты гражданского общества (благотворительные организации, церковь). Т.е. социальная ответственность должна быть многофункциональной, и каждый из перечисленных субъектов должен выполнять свои определенные функции по социальной защите. Распределение этих функций между различными социальными институтами общества должно быть подвижным, оно зависит от направления социально-экономической политики, от степени развития демократии, от традиций, обычаев и т.д.
В дореформенный период значительную нагрузку по социальной защите и поддержке населения несли предприятия и организации, имея на своем балансе объекты социально-культурного назначения (детские ясли и сады, санатории-профилактории, поликлиники, базы отдыха), обеспечивая своих работников жильем, материальной помощью и т.д. Сегодня, в силу экономических и финансовых трудностей, большинство предприятий вынуждено отказываться от многих социальных объектов, и фактически работники оказались совершенно незащищенными в социальном плане. Поэтому необходимо повысить роль работодателей (предпринимателей) в обеспечении социальной защиты./35/
Похожие статьи:
Проблема законодательного обеспечения малообеспеченных семей
За три года, прошедшие с момента принятия Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на федеральном уровне в основном завершено формирование нормативной базы «для использования прожиточного минимума при предоставл ...
Социальный конфликт - условие для успешного функционирования общества.
Взаимодействуя друг с другом, люди не только ставят конструктивные цели, не только стремятся к сотрудничеству. Жизнь устроена таким образом, что человеку нередко приходится бороться за те блага, которые ему необходимы для поддержания суще ...
Особенности делового общения социального работника
Зачастую социальному работнику в своей деятельности необходимо общаться с официальными лицами - представителями власти, каких-либо социальных институтов и пр. Ведь в функции социального работника входит координация деятельности различных ...
|