Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.
Коммуникация представляет собой сложный многокомпонентный процесс. Основными его компонентами являются[1]:
1. Субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель сообщения(коммуникатор и реципиент);
2. Средства коммуникации – код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);
3. Предмет коммуникации (какое – либо явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.)
4. Эффекты коммуникации – последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.
Существует множество определений социальной коммуникации. Наиболее часто встречающиеся из них: социальная коммуникация – это:
- передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;
- процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом;
- механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).
В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:
Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение)
Что - сообщение
Как - способ передачи сообщения, канал
Кому - аудитория, которой адресуется сообщение
Зачем - с каким эффектом, эффективность.
Социальная коммуникация, или социокоммуникация является предметом социологии коммуникации - специальной отрасли социологии, изучающей функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия - передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение асоциальным ценностям данного общества и социума в целом.
Между терминологическими вариантами "социология коммуникации" и "социокоммуникация" имеется определенное различие. В социологии коммуникации акцент делается на социальном аспекте коммуникации, предполагающем изучение ее в русле социологических исследований, во взаимосвязи с собственно социологическими категориями. В социокоммуникации внимание концентрируется на коммуникации как процессе общения, механизм и закономерности которого обусловлены многими факторами, среди которых социальные факторы занимают центральное место. Тождество и различие в интерпретации содержания сопряженных областей исследования неизбежны.
В настоящее время термин социокоммуникация имеет, по крайней мере, три интерпретации - понимается как:
а) средство связи любых объектов материального и духовного мира,
б) общение - передача информации от человека к человеку,
в) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.
Для социальной коммуникации важны все три толкования термина:
Похожие статьи:
Теории электорального поведения и их применение
Факторы электорального поведения традиционно принято рассматривать в рамках трех подходов: социологического, соцально-психологического и рационально-инструментального.
Социологический подход. «Основы данного подхода к анализу электоральн ...
Приложения
Приложение 1. Программа исследования на тему "Мотивация волонтеров кризисного центра г. Апатиты"
Проблема исследования: недостаток волонтеров в организациях, оказывающих социальную помощь населению г. Апатиты.
Актуальность исс ...
Анализ проблем в сфере муниципальной молодежной
политики в городе Нижнекамске
На сегодняшний день молодежь является наиболее социально и экономически незащищенным слоем общества. Молодое поколение в большей части своей индифферентно смотрит в будущее, считая, что им не стоит ожидать особой помощи со стороны государ ...
|