Если говорить о классификации мотивации, то большинство специалистов выделяет два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю. Отечественный психолог Н.А. Низовских в одной из своих статей, посвященных ценностно-мотивационным ориентациям личности, говорит: "Внутренняя мотивация это выполнение определенной работы из-за интереса к ней, субъективного ощущения ее ценности. Каждый из типов мотивации имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, внешне мотивировать человека проще и быстрее. Однако, с каждым разом, вознаграждение должно быть выше, и так по нарастающей. Для внутреннего мотивирования необходимо затратить намного больше ресурсов - как временных, так и душевных" [30, с. 28]. Российский психолог В.И. Чирков на основе результатов значительного количества исследований осуществил анализ особенностей внутренней и внешней мотивации. Оказалось, что "при внутренней мотивации желание работать и учиться более стойкое и продолжительное, люди выбирают для себя более трудные цели, лучше выполняют творческие задачи, требующие нестандартного подхода . Деятельность внутренне мотивированных людей характеризуется высокой креативностью и сопровождается эмоциями робости и удовлетворения. При этом улучшаются мнемические процессы, повышается уровень самоуважения" [47, с. 149]. При внешней же мотивации, пишет автор, поведение становится нестойким - оно затухает вместе с подкреплением. "Внешне мотивированные люди избирают простейшие или стандартные задачи для быстрого получения вознаграждения, между тем снижается и качество и скорость выполнения ими творческих задач. Падает уровень креативности и спонтанности, появляются отрицательные эмоции [47, с. 151]. Российский психолог А.К. Маркова выделяет следующие признаки высокой внутренней мотивированности деятельности: "Ощущение полной (умственной и физической) включенности в свою деятельность; полная концентрация внимания; четкое осознание того, насколько успешно делаешь свое дело, ясная и определенная обратная связь в деятельности; отсутствие беспокойства, тревоги перед возможными ошибками, неуспехом; ощущение того, что четко знаешь, что следует делать в тот, или иной момент работы, ясное осознание ее целей и задач" [22, с. 167].
Так как тема мотивации в нашем случае связана с мотивированием человека на его рабочем месте, необходимо затронуть основные моменты, касающиеся мотивации на работе, рассматриваемые в разное время в социологической и психологической литературе. Российский специалист по менеджменту В.А. Бодров в своей книге "Психология профессиональной пригодности" обращает внимание на то, что «усиление трудовой мотивации – один из основных элементов деятельности менеджеров любого уровня и любой организации . Функция мотивации в работе управленца состоит в том, что им оказываются воздействия на трудовой коллектив в форме закрепления положительных побудительных мотивов, к эффективному труду" [3, с. 417]. Здесь можно также добавить слова Н.В. Ходыревой: "Управленец . должен уметь реализовать коллективные и индивидуальные поощрительные меры, которые сверх того распространяются и на деятельность самих органов управления и естественным образом повышают результативность функционирования всей системы управления организацией" [45, с. 113].
Также можно выделить виды работников в соответствии с типом мотивации. В.А. Бодров в своей работе выделяет три вида: "1. работники, ориентированные преимущественно на содержательно богатый и общественно значимый труд; 2. работники, преимущественно ориентированные на оплату труда и другие материальные ценности; 3. работники, у которых разные ценности воспринимаются адекватно и не превалируют друг над другом" [3, с. 139-140]. Бодров обращает внимание на то, что данные типы работников можно использовать на практике для повышения эффективности индивидуального управленческого воздействия. Зная, к какому типу принадлежит тот или иной сотрудник, менеджер имеет возможность применять различные мотиваторы - вероятность общественного признания проделанной работы, премии или другого "бонуса", повышения по службе и так далее [3].
Похожие статьи:
Российские исследователи об образовательном капитале
Ю. Быченко рассматривает образовательный капитал как составляющую культурного капитала человека, кроме образовательного капитала в культурный капитал он включает также интеллектуальный капитал, морально-нравственный капитал, символический ...
Операционализация
Процесс операционализации предполагает интерпретацию понятий и непосредственно операционализацию.
Интерпретации подлежат следующие понятия:
Воспитание –
целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм ...
Трудовые пенсии в Российской Федерации
Одним из наиболее важных аспектов социальной политики государства является политика в области пенсионного обеспечения граждан.
Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ от17 декабря 200 ...
|