Зарождение и эволюция власти
Страница 2
Материалы и статьи » Феномен власти » Зарождение и эволюция власти

, как следствие неравенства

, и агрессию как необходимость для удержания власти.

С учетом вышеизложенного, а так же с учетом длительности атропогенеза, предполагается, что у первых социальных групп ведущих примитивный образ жизни, зарождались возможно и первые, такие же примитивные как и быт, формы власти.

Так, изначально каждый человек может обеспечить удовлетворение своих примитивных потребностей. Объединяясь в сообщества, возникают новые виды потребностей. По мере увеличения численности рода, происходит их усложнение и увеличение. Так же в результате увеличения численности рода, усложняется его структура.

Длительный период существования человеческих сообществ определялся небольшими группами или племенами, численность которых не превышала 30-40 человек. Человеческие общества самого раннего типа состояли из охотников и собирателей. В этих племенах практически не было неравенства. Различия в количестве и видах собственности между соплеменниками невелики. Разница в положении или ранге определялась, как правило, возрастом и полом. Власть между соплеменниками определялась взрослыми членами племени. В решениях, касающихся жизни группы, важное слово принадлежало "старейшинам", самым старым и опытным людям племени. Но различия во власти между соплеменниками, так же, как и различия в благосостоянии были очень небольшие. (Э. Гидденс "Социология" стр.54).

Увеличение численности в семьях, как следствие привело к увеличению их численности и расширению родовых связей. Таким образом, растущее количество численности и увеличение потребностей, под воздействием экзогамии, постепенно привело к возникновению племен.

С постоянным увеличением численности, продолжилось усложнение взаимоотношений, дополняя к половым и возрастным различиям, отличие в роде деятельности. Например, во время охоты более слабые находятся в менее ответственных участках, постепенно привыкая делать то, что им поручено племенем. Тем не менее, многое продолжает регулироваться традициями и сложившимися обычаями. Жизнь племени регулируется "самоуправлением, состоящим из племенного совета, военных и гражданских вождей" (БСЭ т.20 с.25).

Можно предположить рассматривая более детально, что история возникновения властных отношений складывалась следующим образом.

Например, возникновение спорных вопросов. Они неизбежны из-за растущей разношерстности и усложняющейся структуры племени. Конфликтные ситуации требуют разрешения, иначе организм группы не сможет нормально функционировать. Возникает потребность в ком-то или в чем-то разрешающем конфликтную или спорную ситуацию, удовлетворяющую все стороны, и если не полностью, то хотя бы частично. В некоторых случаях это может быть коллективное решение наиболее авторитетных или сильных представителей племени. Т.е. происходит некоторое разделение в племени на тех, кто может участвовать в приятии решения и кто не может. Участие в разрешении спора определяется неким превосходством одних над другими, т.е. зарождающимся неравенством. Неравенство существует в человеческих обществах любых типов. Даже в самых примитивных культурах, где имущественные различия между людьми почти отсутствуют, существует неравенство между индивидами, мужчинами и женщинами, молодыми и стариками. Человек может иметь высокий статус потому, что он, например, храбро ведет себя на охоте, или потому, что он (или она) обладает, по мнению других членов племени, способностью общаться с духами предков. (Э. Гидденс. "Социология". с.197). Степень неравенства, в свою очередь, может определяться силой, ловкостью, умением, опытом, умом и прочими врожденными или приобретенными качествами превосходства одних над другими. Причем это превосходство жизненно необходимо для племени. Так более опытный или бесстрашный охотник сможет лучше прокормить себя и племя, потому что возможно, он более ответственен за свой род и племя. А раз так, то ему и больше доверия в племени, т.е. сила (объясняется преобладание мужского пола), ответственность, опыт, возраст – являются решающими факторами для участия в совете племени.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Гуманистический подход к социальной работе. Гуманистические основы социальной работы
Социальная работа более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. Поэтому такие факторы регуляции человеческого поведения как общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль, являются ...

Социальные общности, группы и организации
Разнообразные виды социальных систем возникают в результате социального взаимодействия. Действительно, в процессе взаимодействия между людьми образуются устойчивые связи и отношения, которые дают новое качество ранее независимым друг от д ...

Иммиграция из Средней Азии: общие вопросы и решения для России и Казахстана
События во Франции в конце прошлого года привлекли особое внимание общественности к вопросам иммиграции, межнациональных и межконфессиональных отношений и толерантности. Реакция российских общественных кругов на эти события была далеко не ...