Для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты передаешь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это свершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством. Таково рождение великого Левиафана или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного Бога, которому мы под владычеством бессмертного Бога обязаны своим миром и своей защитой" (Томас Гоббс, Левиафан. Гл.26.).
Гоббс утверждает: " .следуя суждению мудрых людей, из всех наук наиболее уважаемой, конечно, оказывается та, которая важна для государей и других людей, управляющих родом человеческим" (Гоббс Т. Мысль, 1989. Т.1. С.276). По мнению Гоббса, "правильное обучение граждан науке о государстве необходимо для сохранения мира""(Гоббс Т. Мысль, 1989. Т.1. С.400), а "все обязанности правителей можно выразить одной фразой: благо народа — высший закон"(Гоббс Т Мысль, 1989. Т. 1. С. 401).
Как видим, уже с позиций XVII века многое виделось полнее и глубже, чем порой сегодня, в XXI веке.
Обратимся к другому известному английскому философу – Джону Локку (XV–XVIвв) Его традиционно характеризуют как основоположника эмпирической теории познания нового времени. Нас же в первую очередь интересуют его взгляды на власть. Отметим несколько важных для нашего анализа моментов.
Локк глубоко, осмысленно, целеустремленно, обстоятельно анализирует проблемы власти. Наиболее показателен в этом отношении труд "Два трактата о правлении" (1690) (Локк Дж. Мысль, 1988. Т.3.). Обычно при его рассмотрении правоведы обращают все внимание на проблематику устройства государства. Но это труд, прежде всего о правлении, т. е. о самой власти, и о совокупности знаний о власти.
Вот некоторые характерные высказывания мыслителя: " .нельзя причинить больше вреда государю и народу, чем распространением неправильных понятии о правлении ." (ЛоккДж. Мысль, 1988. Т.3. с.138); " .уместно дать определение того, что я считаю политической властью, с тем чтобы власть должностного лица
над частным можно было отличить от власти отца
над своими детьми, от власти хозяина
над своими слугами, от власти мужа
над своей женой и от власти господина
над своим рабом. Хотя все эти виды власти иногда оказываются в руках одного человека, однако если его рассматривать с точки зрения этих различных отношений, то это может помочь нам отличить один вид власти от другого и показать разницу между правителем государства, отцом семейства и капитаном галеры" (ЛоккДж. Мысль, 1988. Т. 3. С.263).
Объективным показателем того, сколь много внимания Локк уделял вопросам власти, может служить приведенный "Предметный указатель". Вот как выглядит в нем рубрика "Власть" (без указания страниц). Мы видим, насколько широк круг ее понятий, сделавший бы честь любому современному исследователю власти (ЛоккДж. Мысль, 1988. Т. 3.):
"Власть:
▫ виды
▫ первоисточник
▫ пределы
▫ цель
▫ абсолютная (неограниченная)
▫ деспотическая
▫ божественная (бога)
▫ высшая (более высокая)
▫ гражданская (человеческая)
▫ естественная (природная)
▫ монархическая
Похожие статьи:
Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения
в современной России
Масштабы распространения девиантности в стране диктуют необходимость принятия соответствующих мер. Прежде всего, речь идет о таких, которые способствовали бы ограничению или даже ликвидации причин, факторов, рассмотренных ранее.
В послед ...
Диалектика личных и общественных интересов.
Развитие личности имеет «внутренне» детерминированную сторону, которая выражается в её активности и направленности на сознательное конструирование своей жизни в рамках общественной системы. Высшей формой активности личности в современном ...
Немецкая классическая социологическая школа
При рассмотрении немецкой социологической школы выделим две основные фигуры — К. Маркса (1818 — 1903 гг.) и М.Вебера (1864 — 1920гг.), социологические теории которых оказали без преувеличения огромное влияние на развитие социологии. Хотя ...
|