В личности социального работника сочетаются: гуманное отношение к человеку, предрасположенность к работе с людьми, глубокая мотивация к деятельности, психологическая подготовка.
В отечественной и зарубежной литературе предпринимается попытка вывести профессионально-этические качества социального работника.
Американские ученые Хоппс и Пиндерхьюс подчеркивают, что ряды социальных работников должны пополнять талантливые люди, способные критически мыслить, отвечать на просьбы о помощи.
Профессионально-личностные характеристики социального работника даны специалистами из Швеции, Великобритании, США, Германии, Финляндии, Израиля и др. стран – все они предлагают глубокое осознание профессии и современные требования к ней.
В 1994 г. на Международной конференции социальных работников нормы профессиональной компетентности и моральной ответственности были представлены в документе: «Этика социальной работы: принципы и стандарты». В этом документе подчеркнуто, что этические знания – необходимая часть профессиональной деятельности социального работника.
В 1995 г. принят Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В ст. 25 закона: «Кадровое обеспечение социальных служб» отмечено: «Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг».
Требования к профессионально-этическим качествам социального работника определяются:
- уровнем культуры современного общества и его отношением к социальной работе, этическими представлениями социального работника, национальным менталитетом и социальными традициями;
- международными требованиями к квалификации социального работника, реализованные в странах Европы;
- объективными потребностями становления и развития социальных служб.
- многовариантностью решения социальных проблем во имя человечества.
Этический кодекс социального работника включает:
- требования к специалисту по нормативно-правовой базе РФ;
- принципы и стандарты этического поведения специалиста;
- личностные качества, присущие социальному работнику как профессионалу.
Требования к специалисту по нормативно-правовой базе РФ:
- иметь фундаментальные знания в области гуманитарных и социально-экономических наук, быть способным анализировать общественные процессы и явления, активно использовать эти знания в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- знать нравственно-этические и правовые нормы, регулирующие отношения людей в обществе, их отношение к окружающей среде, учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;
- иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных научных методов познания природы;
- быть способным продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме через 10 лет);
- владеть умениями и навыками самосовершенствования;
- владеть культурой мышления, знать его общие законы, быть способным в письменной и устной речи правильно (логично) излагать свои мысли;
- уметь организовать свой труд, владеть компьютерными технологиями сбора, хранения и обработки (редактирования) информации в сфере своей профессиональной деятельности;
- владеть знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и человеческого факторов;
- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний [2, с.260].
Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике. В квалификационном справочнике социальному работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей.
Социальный работник обязан:
– выявлять семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья;
– устанавливать причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций (по месту работы, учебы, в семье и т.д.), оказывать им содействие в разрешении этих трудностей и социальную защиту;
Похожие статьи:
Понятие населения и
демографические процессы
Население - это совокупность людей, проживающих в пределах определенной территории: части страны, всей страны, группы стран, всего земного шара.
К числу демографических процессов относятся:
а) процессы естественного движения населения и ...
Диалектико-материалистическая концепция социального развития -
методологическая основа социального программирования
Научная организация социального программирования должна базироваться на познании и сознательном использовании закономерностей социального развития, на выявлении механизмов протекания важнейших социальных процессов и прежде всего социально ...
Механизмы социализации
Механизмы – изучение, подражание, пример, заражение, внушение, уподобление, адаптация, заимствование, лидерство, мода, убеждение, идентификация, руководство.
Г. Хибин и М. Форверг выделяют 3 основных механизма: 1) подражание, 2) идентифи ...
|