Социальным работникам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы.
Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытом социального работника, его полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительно качествами, талантом) и личной привлекательностью.
Особенно важны такие личностные качества социального работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал [7, с.201].
Социальный работник должен быть профессионально тактичным (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента и т.д.); обладать эмоциональной устойчивостью, добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам.
Все это требует действительно неординарных личностных качеств соционома. В специальной литературе чаще всего отмечают такие качества, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатийность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь [2, с.374].
Личностные качества социальных работников подразделяются на три группы.
К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.
Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
К третьей группе личностных качеств социального работника относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); визуальность (внешняя привлекательность личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и т.д.
Реализация указанных качеств определена названием «профессиональная», «трудовая этика» социального работника [4, с.478].
Зарубежные и отечественные специалисты руководствуются в понимании профессиональной этики социального работника «Кодексом этики Национальной Ассоциации социальных работников (НАСР)», принятым в США в 1979 г.
Этические принципы в нем представлены в шести основных разделах, которые определяют поведение социального работника и исполнение им своих обязанностей, моральные обязательства социального работника перед клиентами, коллегами, организациями, работодателями, профессией, перед обществом.
Первый раздел «Поведение и облик социального работника» включает в себя пять принципов. В соответствии с ними социальный работник должен поддерживать высокие стандарты своего персонального поведения, быть компетентным и совершенствовать свое профессиональное мастерство, профессиональные обязанности рассматривать как свои прямые обязанности, быть честным и беспристрастным.
Во втором разделе излагаются «Этические обязательства социального работника к своим клиентам». В нем указывается на первостепенность интересов клиента, на необходимость воспитания у него максимума самостоятельности, на необходимость конфиденциальности и сохранения тайны в работе с клиентом, установления справедливых, разумных, соизмеримых с оказанной помощью гонораров.
Третий раздел «Этические обязательства социального работника по отношению к своим коллегам» включает два положения. Согласно одному из них социальный работник должен обращаться с коллегами с уважением и доверием. Они должны быть друг к другу вежливы и справедливы.
В четвертом разделе «Этические обязательства социального работника по отношению к работодателям и организациям, нанявшим его» указывается на необходимость твердо выполнять обязательства, взятые на себя социальным работником.
Пятый раздел «Этические обязанности социального работника по отношению к своей профессии» включает три положения. Во-первых, социальный работник должен поддерживать и развивать значимость профессии, во-вторых, содействовать профессии, делая социальные службы доступными широким слоям населения, и, в-третьих, нести ответственность за развитие и всестороннее применение знаний в профессиональной практике.
Похожие статьи:
Неофашизм в современной Германии
Еще в 1960 году, то есть за целых восемь лет до начала деятельности знаменитой “Фракции красная армия”, было известно о существовании таких неонацистских террористических организаций как “Bund Vaterlandischer Jugend” (“Союз молодежи Отчиз ...
Понятие личности в социологии. Соотношение биологического и социального в
формировании личности
Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего в отношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Именно конкретно-исторические ...
Главные цели и приоритетные
направления преобразований
Главным вопросом, требующим решения является преодоление отчуждения людей от власти, повышение степени доверия и участия каждого в принятии решений касающихся вопросов местного сообщества.
Также абсолютно равнозначна проблема повышения и ...
|