Методы социологического исследования
Страница 1
Материалы и статьи » Социальные законы гражданского общества » Методы социологического исследования

В социологии применяется целый веер самых разнообразных методов. Так, получение эмпирической информации (первичных данных) обеспечивается следующими важнейшими способами. Наблюдение

– это непосредственное восприятие социальных явлений в их естественном виде. Оно возможно в двух вариантах: невключенное

наблюдение, которое ведется со стороны, и включенное

наблюдение, осуществляемое изнутри, при участии в событиях самого наблюдателя.

Так, если социолог изучает образ жизни и поведения, скажем, нищих «из-за угла» – это невключенное наблюдение. Когда же он сам на время «уходит в нищие» и исследует ситуацию как непосредственный участник событий, имеет место включенное наблюдение.

В отличие от наблюдения, эксперимент

(от лат. experimentum – проба, опыт) предполагает проведение искусственного научного опыта, при котором изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Скажем, для исследования характера взаимоотношений между людьми в длительных экспедициях возможен эксперимент с группой добровольцев, согласившихся на продолжительное пребывание в изолированном пространстве.

Метод моделирования

(от лат. modulus – образец) основан на изучении социальных явлений по их теоретическому образцу (модели). Здесь особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее, к примеру, спрогнозировать рост численности и изменение состава населения, увеличение (уменьшение) трудовых ресурсов в стране и т.д.

Анкетирование

– наиболее распространенный метод в социологии. Он предусматривает сбор информации с помощью анкет. Анкета

– (от франц. enguête – расследование) – это опросный лист с заранее сформулированными вопросами. Вопросы могут быть открытыми

, когда требуется в свободной форме выразить свое мнение, и закрытыми,

если нужно выбрать один из предложенных альтернативных ответов. Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет нестандартность ответов затрудняет их обработку.

В зависимости от масштабов анкетирования различают опросы сплошные и выборочные. Сплошной опрос

означает, что анкеты заполняют се лица изучаемой совокупности людей (такая всеохватывающая совокупность называется генеральной совокупностью).

Например, при изучении мнения вологжан о работе городского транспорта генеральную совокупность составят все жители города Вологды. Сплошной их опрос обеспечит наивысшую точность данного социологического исследования, но он весьма дорого обойдется налогоплательщикам.

Выборочный опрос

более экономичен, т. к. здесь в качестве респондентов (ответчиков на вопросы анкеты) выступают не все представители генеральной совокупности, а только их часть – выборочная совокупность, или просто выборка. При этом, правда, возникает своя трудность – проблема так называемой репрезентативности такого опроса. Суть ее в том, насколько точно опрошенная часть публики (выборка) представляет (репрезентирует) всю генеральную совокупность. Важно добиться, чтобы выборочная совокупность (часть) была уменьшенной копией генеральной (целого), чтобы она охватывала типичных представителей последней. Это обеспечивается применением современных методов расчета выборки, предлагаемых математической статистикой.

Интервью

(от англ. Interview – беседа), в отличие анкетирования, представляет собой устную форму опроса, беседу социолога с опрашиваемым. Интервью тоже могут быть свободными(непринужденная, хотя и целенаправленная беседа) и стандартизированными(ответы на заранее подготовленные стандартные вопросы). При этом последние могут совмещаться с анкетированием (например, при переписях населения, когда специалист одновременно беседует, разъясняя респонденту, суть вопросов, и заполняет анкету). Интервью позволяет точнее улавливать нюансы изучаемых явлений, но вместе с тем оно может уступать анкетированию (особенно анонимному) в достоверности результатов, так как интервьюер и опрашиваемый неизбежно влияют друг на друга во время беседы.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Средства массовой информации как предмет современных исследований
Рассматривая СМК как фактор социализации, надо иметь в виду то, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного ...

Концептуальные подходы к изучению межэтнических установок
Изучение аттитюдов или социальных установок проводилось и проводится в самых разных контекстах, наиболее распространенным из которых является область межэтнических взаимоотношений. Актуальность исследования межэтнических установок обуслов ...

Развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда
Устойчивые и высокие темпы экономического роста невозможно обеспечить без развития рынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест. Для этого следует обеспечить решение целого комплекса задач в различных областя ...