Принципы и стандарты поведения социального работника в отношении детей группы риска
Страница 1
Материалы и статьи » Профессионально-этические основы социальной работы с детьми группы риска » Принципы и стандарты поведения социального работника в отношении детей группы риска

Рассмотрев проблемы детей группы риска и проанализировав основные документы, регламентирующие деятельность социального работника при решении этих проблем, выделим принципы и стандарты поведения специалиста в отношении с детьми группы риска. В раскрытии данного вопроса основываемся на работах исследователей современности (Медведева Г.П., Коныгина М.Н., Ширгалин Б.Ш.).

Для изучения особенностей профессиональной этики социального работника необходимо выяснить, что включает в себя понятие «профессиональной этики» вообще.

Профессиональная этика – одна из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющая собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Вместе с тем профессиональная этика – это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология [3].

Деонтология (сочетание греческих слов: деонтос – долг, должное, надлежащее, и логос – наука) – это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Деонтология как отдельная область, разрабатываемая с древних времен до настоящего времени, больше была связана с медициной, составляя ее отдельный раздел.

Социальная работа в ее теперешнем понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, исключающее неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания: профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну и т. д.

Рассмотрим этические принципы социальной работы с детьми группы риска

1. Принцип толерантности как основополагающий в этике социальной работы с клиентами группы риска. Работая с детьми группы риска необходимо проявлять терпимость к их образу жизни, поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, даже если они не совпадают с собственными. Не являясь враждебным свойством личности, толерантность формируется в течение жизни путем воспитания и самовоспитания и относится к важным компонентам готовности социального работника к профессиональной деятельности.

2. Принцип уважения ребенка как личности. Уважение подразумевает под собой соблюдение прав ребенка. Все права подробно прописаны во «Всеобщей декларации прав человека», а так же в «Конвенции о правах ребенка». Этот принцип очень важен при работе с детьми группы риска, ведь взаимное уважение – это залог успеха разрешения проблем.

3. Принцип добровольности. Насильно вернуть ребенка в нормальную, здоровую жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Это значит: для того, чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым ребенком, необходимо его согласие на сотрудничество со специалистами, оказывающими ему помощь.

4. Принцип конфиденциальности – это один из ведущих принципов в социальной работе, который определяет следующие нормы и стандарты поведения в деятельности специалиста.

Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем является конфиденциальной информацией. Социальный работник обязан не разглашать эту информацию.

Сведения о клиенте специалист может сообщить третьему лицу только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению проблемы клиента.

При передаче информации третьему лицу, социальный работник должен обязательно предупредить его о неразглашении информации.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи. Роль профориентационной работы в выборе профессии. Формы и методы профориентационной работы со школьниками
Как уже не однократно отмечалось ранее, каждому человеку на определенном жизненном этапе приходится решать вопрос «кем быть?». Важным для нас является то, что этот выбор жизненно важен не только для него лично, но и для общества в целом. ...

Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Экономика Амурской области Экономическое и социальное развитие любого региона, любой страны во многом зависит от привлечения инвестиции. Настолько на сегодняшний день наш регион является привлекательным для инвесторов? Каки ...

Жилищное обеспечение граждан
Решение жилищных проблем будет оставаться одним из основных социально значимых приоритетов. В целях обеспечения социальных обязательств перед ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны в соответствии с Указом Президента Российско ...