Возможность доступа к образованию, в отличие от реального доступа к нему, означает, что общество должно позаботится о создании механизмов, способствующих выявлению наиболее талантливой молодежи из различных социальных групп населения и об оплате их обучения за счет бюджетных средств. Что касается платного обучения, то следует рассматривать как аксиому, что уровень образования, а следовательно, и перспективный уровень доходов всегда будут в среднем выше у молодежи из высокодоходных семей.
Основными задачами политики образования на всех его уровнях в стабильной рыночной экономике являются:
· содействие успешной адаптации молодежи в обществе и на рынке труда;
· противодействие негативным социальным процессам, таким, как распространение алкоголизма, наркомании и криминалистики в молодежной среде, борьба с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних;
· поддержка системы специального образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
· повышение вклада образования в модернизацию экономики.
Государственная значимость задач политики образования определяет необходимость участие средств государственного бюджета в финансировании части образования. Масштабы этого участия определяется, во – первых, государственным образовательным стандартом (определяет минимальный обязательный уровень образования) и ,во – вторых, государственным заказом на подготовку специалистов со средним специальным и высшим образованием.
С другой стороны, в развитых рыночных экономиках часть образования сверх минимального уровня, установленного государственным образовательным стандартом, рассматривается как один из видов платных услуг населению. В связи с этим в систему образования привлекаются средства домохозяйств, члены которых хотят получить образование выше данного уровня.
Таким образом, принципиальная схема финансирования образования в рыночной экономике выглядит следующим образом:
· за счет средств государственного бюджета финансируются программы: обучения в рамках государственного образовательного стандарта, подготовки специалистов со средним специальным и высшим образованием в соответствии с государственным заказом, профессиональные переподготовки специалистов со средним и высшим образованием в соответствии с государственным заказом;
· за счет средств работодателей негосударственного сектора экономики финансируются образовательные программы подготовки и переподготовки (сверх минимального обязательного уровня) для работников, имеющих юридически значимые соглашения о продолжении работы у данного работодателя после прохождения программ обучения;
· за счет бюджетов домохозяйств финансируются образовательные программы, превышающие минимальный обязательный уровень, установленный государственным образовательным стандартом. Расширение спроса населения на платные образовательные услуги может обеспечиваться за счет предоставления домохозяйствам образовательных кредитов, дифференцированных по видам специальностей и уровню доходов домохозяйств.
Вне зависимости от того, на платной или бесплатной основах предоставляется образовательные услуги сверх установленного государственным образовательным стандартом минимального уровня, основные требования к ним заключаются в том, чтобы они учитывали величину и структуру спроса, предъявляемые рынком труда. В противном случае неизбежен рост уровня безработицы либо работа выпускников учебных заведений не по специальности.
Похожие статьи:
Типы стратификационных систем
Характер социального расслоения, способы его детерминации и воспроизводства в своем единстве образуют то, что социологи называют стратификационной системой.
В историческом плане выделяют четыре основных типа стратификационных систем:
- р ...
Борьба с неофашизмом. Основные методы борьбы с неофашизмом
Прежде всего, давайте попытаемся понять, о чем идет речь, когда политик, юрист, художник или обыватель произносит слово «неофашизм».
Есть теоретическое представление о фашизме как об идеологии. Есть представление о фашизме как о политиче ...
История беспризорности в России
Следует отметить, что детская беспризорность как явление берет свое начало со времени образования семьи как ячейки общества.
В дохристианской Руси в родовой общине славян существовала традиция заботиться о сиротах «всем миром». С приняти ...
|