Сорокин Питирим Александрович

Сорокин Питирим Александрович (1889-1969) - русско-американский социолог и культуролог. Вся система социологии, по Сорокину, состоит из теоретической социологии, изучающей явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего, и практической социологии, исследующий этот же предмет с точки зрения должного. Теоретическая социология в свою очередь подразделяется на социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Книга "Система социологии" поставила Сорокина в число ведущих социологов России начала ХХ века. Данные в ней классификации "поведенческих актов", " проводников" и т.п. Не утратили своего значения и сегодня. Сорокин стоял на позициях отрицания социального монизма, отрицания социологического смысла понятия "класс", которому противопоставлял свое учение об элементарных и кумулятивных социальных группах. С 1923 г. Сорокин жил и работал в США. Основные достижения американского периода творчества Сорокина касаются проблем социальной мобильности и социокультурной динамики. Он впервые в 1927 г. в книге "Социальная и культурная мобильность" вводит термины “социальное пространство”, ”вертикальная и горизонтальная мобильность”, ставшие общеупотребительными. "Вертикальная мобильность", по Сорокину, - это передвижение по социальной лестнице, влекущее за собой изменение в социальном статусе индивида или группы. Социальные перемещения не влекущие за собой подобных изменений, относятся к сфере "горизонтальной мобильности". Одно из основных понятий, анализируемых Сорокиным - "социальная стратификация, под которой понимается дифференциация некоей совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и суть - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличие или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного общества. Главные формы социальной стратификации - экономическая, политическая и профессиональная. В его деятельности большое место отведено анализу социокультурных изменений, социокультурной системы (суперсистемы) и приход к выводу, что в истории существуют три суперсистемы, периодически сменяющие друг друга: идеациональная, идеалистическая и чувственная. Каждая из суперсистем характеризуется тем или иным пониманием реальности, природой потребностей, степенью и способом их удовлетворения. "Всякая великая культура отмечает Сорокин, - есть не просто конгломерат равнозначных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и воплощают одну и главную ценность". Так для идеационального типа культуры характерна всесторонняя (т.е. существующая в науке, искусстве, философии, праве и т.д., даже в быту) ориентация на трансцендентные ценности. В культуре чувственного типа, напротив, преобладающим влиянием пользуются материальные и материалистические ценности. В идеалистическом типе культуры синтезированы ценности двух вышеперечисленных типов. Кроме того, существует тип культуры, где ценности чувственного, идеационального и идеального типов эклектически сосуществуют, не образуя органической связи. Такой тип культуры, как правило, характерен для эпохи упадка. Каждый тип культуры имеет свой закон развития и свои "пределы роста". В этом суть социокультурной динамики.

Научное и публицистическое наследие Сорокина около 60-ти томов. Поэтому оценку вклада Сорокина в науку и культуру дают не по перечислению его трудов, а по научным направлениям, им основанным, или значительно продвинутым, как, например, аграрная социология, социология революции, теория конвергенции и т.д.


Похожие статьи:

Об истоках теории капиталов П. Бурдье
В настоящее время теория социальных структур является одной из наиболее разработанных областей в социологи, однако вплоть до первой половины двадцатого века эта область не была столь популярной. П.А. Сорокин пишет: «Насколько мне известно ...

Причины, стадии и факторы наркотической зависимости
Существуют теории, которые объясняют причины наркотической зависимости. Теория проблемного проведения: отсутствие уважения к власти, к нравственным и общественным нормам поведения ведет к росту преступности, наркотизации и сексуальной за ...

Учение об иерархии общественных отношений
Базовые положения материалистического понимания истории в конспективной форме изложены Марксом во «Введении» к его работе «К критике политической экономии». Человек, живя в обществе, застает уже сформированной систему определенных социал ...