Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1и 2 123 статьи Cемейного Кодекса, обеспечивает устройство ребёнка (статья 123 настоящего Кодекса) и при невозможности передать ребёнка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребёнке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребёнке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учёта в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей и оказания в последующем устройстве ребёнка в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Порядок формирования пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом [37, cт. 122 п.2].
За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребёнка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленным законом [37, ст.122 п.4].
Выявление и учёт детей, оставшихся без попечения родителей,- непростое дело, поскольку их в России насчитывается примерно более миллиона. Статья устанавливает порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также порядок их учёта на местном (органами опеки и попечительства), региональном (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и федеральном (федеральным органом исполнительной власти, определяемым правительством Российской Федерации) уровнях. Важной предпосылкой принятия органами опеки и попечительства мер по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, является их своевременное выявление. Это непосредственная функциональная обязанность должностных лиц органов опеки и попечительства, управомоченных на осуществление деятельности по охране прав детей. Вместе с тем в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать обо всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения [18. C. 282].
Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: близкие родственники ребёнка, жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны работой с детьми и семьёй, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.
Данная обязанность не обеспечена прямыми юридическими санкциями, и её следует рассматривать как закрепление должного поведения в интересах защиты прав ребёнка. Органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто может располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях. Семейный Кодекс устанавливает правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трёх дней провести первичное обследование, цель которого – проверка достоверности полученной информации (знакомство с ребёнком, ознакомление с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребёнком родительского попечения – выявление его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребёнком. В зависимости от обстоятельств ребёнок незамедлительно должен быть определён в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения [18. C. 283].
На основании первичного обследования составляется два документа: акт обследования и основанное на нём заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребёнка). Одновременно при необходимости должны быть приняты меры по охране его имущества (составлена его опись и т.д.). Все данные о ребёнке заносятся в журнал первичного учёта установленной формы, и затем принимаются меры по его устройству. Устанавливается правовая обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения информацию о каждом ребёнке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью. При несообщении таких сведений, нарушении установленных законом сроков их предоставления (не позднее 7 дней со дня, когда им стало об этом известно, т.е. появились установленные законом основания для передачи ребёнка в семью), предоставлении заведомо недостоверных сведений, а также при совершении иных действий, направленных на сокрытие ребёнка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом [18. C.284].
Похожие статьи:
Теория стратификации в западной
социологии
Западная социология традиционно рассматривает социальную структуру общества с точки зрения теории стратификации (страты - пласты).
Стратификация, по их мнению, такая организация общества, при которой одни индивиды, социальные группы имею ...
Заблуждение №3 «Проблему «буйства» скинхэдов – невозможно решить»
Мы согласны, что проблему растущего радикализма и противозаконного поведения невозможно решить. Более того, невозможно решить: если ничего не делать и не понимать, с чем ты столкнулся. Попытаемся проанализировать, с чем мы столкнулись, и ...
Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее
принципы
В современных условиях существует несколько подходов к определению социальной политики в целом.
По мнению одних ученых, социальная политика включает в себя решение проблем, связанных с образованием, медициной, жилищным строительством, де ...
|