Сегодня такое представление постепенно начинает меняться, уступая место пониманию важности функции исправления несовершеннолетних правонарушителей и девиантов. Основой деятельности всех учреждений для девиантных подростков (как открытого, так и закрытого типа) сегодня является коррекционно-воспитательная составляющая.
Коррекционно-воспитательная составляющая деятельности всех учреждений для детей с девиантным поведением направлена, главным образом, на разрушение определенных установок, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирования новых, с целью достижения самореализации личности подростка. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить возникший у подростков конфликт «личность – общество», «личность – социальная среда», «личность – группа», «личность – личность».
При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:
1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах.
2. Компенсаторная – формирование у подростков стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит реализовать ему свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.
3. Стимулирующая – активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности подростка, осуществляемая посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка и его поступкам.
4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения.
Приемы коррекционно-воспитательного взаимодействия во всех учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, будь то социальный приют, социально-реабилитационный центр, открытое или закрытое специальное общеобразовательное учреждение, общие:
- снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации;
- вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения;
- организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения;
- демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).
Следует, однако, отметить, что при проведении коррекционно-воспитательной работы в условиях специальных учреждений закрытого типа, безусловно, существует своя специфика. Она заключается в следующем:
- она осуществляется в закрытых и изолированных социальных учреждениях;
- ее объектом являются подростки с повышенным индексом социального неблагополучия и повышенной стрессогенностью;
- часто она подспудно ассоциируется как суррогат или аналог исполнения уголовного наказания;
- иногда она проводится в обстановке антагонизма противостоящих этико-правовых концепций, заимствованных из пенитенциарной системы и обусловленных менталитетом разделения «тюремного персонала» и «тюремного мира»;
Похожие статьи:
Социальная защита семьи
Важным аспектом в регулировании социально-экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи. Основные приоритеты социальной защиты семьи
со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций мо ...
Стиль сотрудничества("Сова")
Следуя этому стилю, вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подхо ...
Развитие женского предпринимательства в России
За последние
годы произошли значительные перемены в экономической психологии, активизировалась предпринимательская деятельность граждан. Теперь ведущую роль в экономике России играют частные предприятия, акционерные общества и товариществ ...
|