Теоретические аспекты досуговой деятельности младших подростков. Общая характеристика досуга
Страница 2
Материалы и статьи » Организация социальным педагогом досуговой деятельности младших подростков » Теоретические аспекты досуговой деятельности младших подростков. Общая характеристика досуга

2) отождествление понятий «досуг» и «свободное время»,

3) досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения не связанные с развитием личности.

Сегодня в энциклопедиях и справочниках «досуг» и «свободное время» между собой уравнивают.

В “Толковом словаре живого великорусского языка” В.И.Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как “досужий” – умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала XX века понятие «досуг» означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное время от работы время[3].

Советский энциклопедический словарь дает такое определение: “Досуг – часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное потребление; спорт и прочее; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми”[3].

Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а так же от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений[1,с.7].

Когда люди говорят о досуге, чаще всего они имеют в виду свободное от работы время. Однако ученые – исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой.

Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени следует вычесть время, которое он затрачивает:

на производственно - трудовые функции, включая дорогу к месту работы и обратно;

физиологический отдых (ночной сон);

оздоровительные и санитарно – гигиенические нужды;

покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;

приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;

Сравнительно небольшой объем досуга в суточном ритме характерен, как правило, для представителей делового мира, у которых рабочее время не нормировано, а так же для женщин, занятых на производстве и одновременно воспитывающих малолетних детей или имеющих большую семью. Кроме того, у многих категорий работников свободное время не четко выражено, например, у тех, кто временно не занят на общественном производстве, находясь в поисках работы, а также у тех, кто трудится нестабильно или выполняет работу по договору на дому. Эти люди располагают возможностью выбирать по своему усмотрению время для занятий, связанных либо с трудовой деятельностью, либо с семейными обязанностями, либо с досугом. Многие граждане стремятся использовать эти дни преимущественно с рекрационно – досуговой целью, минимизируя повседневные нагрузки и домашние дела [36,с.115].

В современных условиях свободное время является настоящей ценностью. Ценность – это повседневный ориентир, с помощью которого человек сообразует свои мысли и действия с социальной действительностью. Это то, что побуждает его и чем он руководствуется в своей жизнедеятельности. Естественно, что ценностные ориентации существуют у человека и по отношению к свободному времени.

Свободное время относится к центральным ценностям человека, поэтому особое место занимает вопрос о ценностной ориентации досуга. При этом сегодня необходимо учитывать прогрессирующую динамику производства, экологическую опасность существования и жизнедеятельности, влияние новых средств массовой информации, растущее количество возможностей организации свободного времени. Все это сопровождается значительным изменением жизненных ценностей, которое характеризуется стремлением к оригинальности, проявлением индивидуальности, устремленностью к самодеятельным решениям на основе собственной компетентности.

Существует много разнообразных типологий современного досуга. Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно – организованный [19,с.173].

Под досугом принято понимать время, свободное от учебной занятости и домашних обязанностей.

Виды деятельности человека в свободное время можно условно разделить на три группы:

а) просто отдых: игры, развлечения, созерцание и т.д.

б) просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей;

в) творчество: техническое, научное, художественное.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Сорокин Питирим Александрович
Сорокин Питирим Александрович (1889-1969) - русско-американский социолог и культуролог. Вся система социологии, по Сорокину, состоит из теоретической социологии, изучающей явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего, и прак ...

Мужское пьянство и алкоголизм в семейной жизни
Хотя далеко не все люди понимают и могут говорить о том, что такое свобода, что такое вседозволенность, в чём и как может выражаться подневольность и несвобода, но общеисторическая тенденция состоит в том, что человечество стремится и дви ...

Результаты анализа данных
Для анализа были взяты данные THE WORLD VALUES SURVEYS («Всемирные исследования ценностей»), и для проверки гипотез был выбран метод факторного анализа. Из начальных данных были взяты респонденты с возрастом не больше 25 лет – объектом ис ...