работы
Как известно, в настоящее время специалисты по социальной работе трудятся практически во всех странах мира. В ряде западных стран их начали готовить еще в начале прошлого века, но особенно масштабный характер эта работа приняла в середине и второй половине двадцатого века.
Специалист по социальной работе – специалист в области социальной работы, обладающим высоким общекультурным, интеллектуальным и нравственным потенциалом, профессиональной подготовкой и необходимыми личностными качествами, позволяющими эффективно выполнять профессиональные функции по изучению социально-экономических и социально-психологических условий жизни социальных групп, слоев, семьи и отдельного человека с целью применения адекватных методов социальной защиты, поддержки реабилитации и других видов социальной работы, применения различных социальных технологий [7, с.265].
Остановимся на значении вопроса профессионального воспитания и обучения специалистов.
Зеер выделяет пять стадий самодвижения личности к вершинам профессионализма:
- оптация (желание) – это осознанный выбор профессии;
- профессиональная подготовка – это приобретение опыта теоретической и практической деятельности;
- профессиональная адаптация – освоение новой профессиональной роли, умение самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность;
- профессионализация – квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;
- профессиональное мастерство – творческое раскрытие личностных качеств в профессиональной деятельности.
Профессионализм в социальной работе складывается на основе личностных и профессиональных качеств. Для этого необходимо решение следующих условий:
- развитие личностного интереса к выбранной профессии;
- формирование профессионально-мотивационной установки на деятельность;
- формирование профессионально-личностной «Я – концепции»; [2, с.248].
Таким образом, профессионализация – важнейший этап жизни человека, связанный с решением профессионального самоопределения и профессиональной адаптации. На социального работника возлагается особая миссия, выполнить которую он может только при условии формирования особых личностных качеств. Богатство его личности приобретает общественную значимость, становится условием развития как производственных, так и социальных отношений [14].
Для решения профессионального выбора необходимо сформировать вектор личностно-профессиональной цели:
- чего человек ожидает от своей профессии;
- что следует предпринять, чтобы добиться успеха в профессиональной деятельности;
- что необходимо сделать, чтобы реализовать личностные качества и интересы.
Социальный работник должен формировать особые личностные качества.
Социальный работник помогает социально-больным людям и обществу освободиться от негативных явлений. Этим социальный работник изменяет общественное сознание, так как индивидуальное и общественное сознание взаимосвязаны между собой, изменяя самосознание личности.
В процессе формирования личности социального работника, ведущая роль принадлежит профессиональному воспитанию. Профессиональное воспитание может осуществляться в трудовой и общественной жизни – это эмпирический подход. Профессиональное воспитание также является результатом подготовки квалифицированных специалистов – социальных работников.
Подготовка социальных работников включает определенные требования:
- возможность освоения принципов гуманизма и способов проявления человеколюбия.
- творческая направленность процесса обучения;
- вхождение в систему профессиональной деятельности «человек – человек»;
- обучение методам самоорганизации;
- создание условий для поощрения уникальности личности будущего социального работника, способного проявлять индивидуальный стиль работы;
- создание условий для формирования позитивной «Я – концепции» личности;
- организация учебного процесса на приобретение знания и формирование духовных свойств личности, воспитание души [2, с.249].
В процессе формирования личности социального работника важную роль играет профессиональное воспитание.
Профессиональное социальных работников включает в себя профориентацию, овладение профессией, начало самостоятельной трудовой деятельности, непрерывное повышение квалификации и наставничество. Воспитательная функция собственно учебного заведения состоит в создании условий, при которых процесс образования (включающий воспитание, обучение, развитие) превращается в процесс самообучения, самовоспитания, саморазвития [14].
Похожие статьи:
Меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения
в современной России
Масштабы распространения девиантности в стране диктуют необходимость принятия соответствующих мер. Прежде всего, речь идет о таких, которые способствовали бы ограничению или даже ликвидации причин, факторов, рассмотренных ранее.
В послед ...
Принципы и стандарты поведения социального работника в отношении детей
группы риска
Рассмотрев проблемы детей группы риска и проанализировав основные документы, регламентирующие деятельность социального работника при решении этих проблем, выделим принципы и стандарты поведения специалиста в отношении с детьми группы риск ...
Социология и другие науки
До недавнего времени самостоятельное место социологии среди других наук было очень спорным. Некоторые ученые считали, что социология это простая сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюд ...
|