Контент-анализ – это перевод в количественные, показатели массовой текстовой (или записанной на пленку) информации с последующей статистической ее обработкой. Его основные операции были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берельсоном. Важный вклад в развитие процедур контент-анализа внесли российские и эстонские социологи, особенно А.Н. Алексеев, Ю. Вооглайд, П. Вихалемм, Б.Л. Грушин, Т.М. Дридзе, М. Лауристинь.
Контент-анализ — это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетании и пр.). Основными задачами контент-анализа являются.
· Выявление и оценка характеристик текста как признаков отдельных сторон исследуемого объекта.
· Выяснение причин или условий, повлиявших на соответствующие особенности текстового сообщения.
· Оценка эффекта воздействия сообщения на аудиторию, установление адресных точек такого воздействия.
Основные направления применения контент-анализа.
· выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта – окружающей действительности, автора или адресата);
· определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы – язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи);
· выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).
Контент начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используют: итак, смысловые единицы анализа выделяются на основе содержания гипотез исследования, подсказываются методологическими посылками программы.
По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать «текстуальным кодированием», так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.
Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.
Похожие статьи:
Практическое исследование. Определение объёма
оказания социальной помощи пожилым (на примере Пенсионного Фонда Чердаклинского
района)
В рамках дипломной работы было проведено анкетирование, цель которого - выявить удовлетворенность граждан пожилого возраста, социальными услугами, предоставляемых им Пенсионным Фондом Чердаклинского района.
В анкетировании принимали учас ...
Развитие беспроводных технологий для ускорения уплаты таможенных пошлин.
Таможенные власти в Канаде, США и Мексике используют современные телекоммуникационные средства обслуживания в шести участках по своим общим границам. В Северной Америке в рамках опытной системы автоматизации на большегрузных автомобилях, ...
Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками
С 1995 года СРЦН с социальным приютом «Нежность» прошли реабилитацию 988 несовершеннолетних, ежегодно состоит на учёте порядка 258 семей, оказавшиеся в социально-опасном положении. Ежегодно около 3230 семей получают не только консультации ...
|