Коммуникативная профессиограмма и профессионализм социального работника
Страница 1
Материалы и статьи » Методы и принципы профессионального воспитания и обучения социального работника » Коммуникативная профессиограмма и профессионализм социального работника

Процесс человеческого общения реализуется в различных формах: это межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение и др.

Общение – это взаимодействие, или коммуникация, взаимоотношение, сторонами которого являются люди [2, с.253].

Общение характерно для всех сфер жизни людей, это условие и средство формирования систем отношений общества и самого человека. Специфика социальной работы состоит в том, что при решении стоящих перед ней проблем она прямо или косвенно затрагивает все формы и виды общественных отношений и деятельности людей, все стороны общества. Выявление и решение этих проблем осуществляется, прежде всего, посредством установления и поддержания контактов с представителями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами и социальными группами, нуждающимися в помощи, защите, поддержке. Это требует, в свою очередь, высокого развития у социальных работников коммуникативных способностей.

Профессор В.И. Курбатов включает в процесс общения следующие условия:

- формирование и развитие личности (социализацию индивида);

- развитие общества и общественных отношений;

- обмен результатами деятельности;

- создание и развитие общественных механизмов взаимодействия людей;

- социально-психологическую адаптацию людей;

- обмен эмоциями;

- обучение, передачу умений и навыков;

- обмен информацией;

- обмен деятельностью;

- формирование отношения к себе, к другим, к обществу в целом.

Общение выражается во взаимоотношениях типа:

- «Я – Я» (индивидуально-личностный тип общения);

- «Я – Мы» (индивидуально-коллективный тип);

- «Мы – Мы» (коллективно-общественный тип).

Каждый тип общения имеет свои черты, цели, задачи.

Социальный работник использует индивидуально-личностный тип общения, умение выслушать, понять, объяснить, доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.

Коммуникативная программа социального работника – это умение социального работника владеть коммуникативной техникой. Для этого социальный работник должен:

- знать речевой этикет и уметь его использовать;

- уметь формировать цели и задачи делового общения;

- организовать общение и управлять им;

- анализировать предмет общения, т.е. разобрать жалобу, заявление и конкретно ответить;

- владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;

- уметь вести беседу, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, прения, диспут, деловое совещание, деловые переговоры;

- уметь доказывать, обосновывать, аргументировать, убеждать, делать оценки и предложения;

- владеть техникой речи, риторическими приемами, правильно строить речь;

- с помощью слова проводить психотерапию, корректировать поведение клиента; [2, с.255].

Таким образом, задача социального работника – помочь клиенту обрести себя, найти свое место в жизни, сориентироваться в социальных отношениях, и общение является важным инструментом в этом процессе.

При рассмотрении личностных качеств социального работника, важно учитывать его «профессиональную компетентность» и «профессионализм» [2, с.255].

Под профессиональной компетентностью подразумевается сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем (К.М. Оганян) [10, с.263].

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Принципы и стандарты поведения социального работника в отношении детей группы риска
Рассмотрев проблемы детей группы риска и проанализировав основные документы, регламентирующие деятельность социального работника при решении этих проблем, выделим принципы и стандарты поведения специалиста в отношении с детьми группы риск ...

Анализ результатов и выводы
Результаты анкетирования мы представили в таблице «Результаты социально – психологической диагностики подростков» [Приложение ]. При анализе полученных данных у нас выделилось несколько содержательных блоков. I. Структуировании свободно ...

Другие приоритетные направления
В рамках других направлений социальной политики увеличены расходы на закупку лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муков ...