Решен принципиально важный вопрос о переходе на подготовку по социальной работе на трех уровнях высшего профессионального образования. Утверждены в качестве государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 521100 — "социальная работа"»[4,7].
Современное видение социальной работы как профессиональной деятельности потребовало внесения в учебный план существенных изменений. Новый проект включает дисциплины по четырем циклам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (философия, история, право, экономика, культурология, политология и др.), общие математические и естественнонаучные дисциплины (математика, информатика и вычислительная техника, концепции современного естествознания и др.), общепрофессиональные дисциплины (теория социальной работы, технология социальной работы, история социальной работы в России, социальная работа за рубежом, психология, практическая психология и психодиагностика, конфликтология, общая и социальная педагогика, медико-социальные основы здоровья, социология, социальное право, этика социальной работы, экономика социальных служб, менеджмент социальной работы), дисциплины специализации[4,7].
В общей стратегии развития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным. По нашему мнению, необходимо исходить из того, что подготовка кадров по специальности «социальная работа» должна быть в определяющей степени направлена на будущую профессиональную деятельность студентов, т.е. иметь не только фундаментальный, но и практико-ориентированный характер.
Таким образом, одной из важнейших задач в обучении студентов социальной работе является интеграция теории и практики.
Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе, она представляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем, имеющих место в социальной сфере.
В вузах России издавна сложилась традиция проведения практики на старших, выпускных курсах, когда непосредственно происходит подготовка студентов к специальности, тем самым изначально создавалась проблема отрыва теоретических знаний от практических навыков, узость и схоластичность в выработке умений специалиста.
Сложной научно-методической проблемой в современных условиях является необходимость создания системы практической подготовки к социальной работе в процессе обучения. В вузах России предпринята попытка структурирования всех активных форм обучения как важных элементов практики. С этой целью в учебных планах факультетов социальной работы предусматриваются не только сроки для прохождения практики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активным участием практиков.
Так, многие темы по курсу теории и методики социальной работы читаются специалистами из Министерства социальной защиты населения, департамента по проблемам семьи, женщин и детей, представителями территориальных центров, социальных служб. Становится традицией, что в проведении семинарских занятий, круглых столов наряду с преподавателями участвуют и практические социальные работники. Такой подход способствует приближению теории к практике, вызывает интерес у студентов и способствует аккумуляции накопленного опыта.
Похожие статьи:
Мода
«Подтяжки» – неотъемлемая часть скинхэдовской одежды. Подтяжки носили уже «грубые моды» («Hard mods») в середине 60‑х годов, вместе с высокими ботинками и укороченными джинсами еще до того, как прозвище «скинхэд» (skinhead) появилос ...
Пьер Бурдье о социальной реальности и социальном пространстве
В начале своей лекции Бурдье говорит о социальной реальности, которая представляет собой «сеть невидимых связей, образующих пространство, складывающееся из внешних по отношению друг к другу позиций, характеризующихся соотношением друг с д ...
Что такое благотворительность?
Благотворительность — деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. ...
|