На наш взгляд, следует осуществлять обучение по двум специальностям, что даст выпускникам вузов больше возможностей для маневра в выборе рабочих мест: либо по специализации «Организация социальной защиты населения» и любой другой из числа определенных по первому признаку, либо по специализации «Социальная работа на производстве» и любой другой из определенных по второму признаку.
Сегодня важно обеспечить необходимую программно-методическую базу обучения и практики, переработать и дополнить с учетом современных подходов программы по каждой из дисциплин базового курса и специализаций, создать пакет (комплект) соответствующих учебных пособий, хрестоматий, справочников, открыть учебно-методические экспериментальные центры социального обслуживания населения и т. д.
В организации этой работы чрезвычайно высока роль Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по образованию в области социальной работы, созданного Госкомвузом России на базе Московского государственного социального университета и Ассоциации коллективов вузов и школ социальной работы.
В процессе всесторонней реорганизации социальной сферы, обусловленной переходом России к новым экономическим отношениям, формируются и развиваются адекватные рыночной экономике социальные институты и явления. Среди них — социальная работа, нравственный, интеллектуальный и деятельностный потенциал которой способен продвинуть Россию по пути построения социального и правового государства, гражданского общества, стать гарантом реализации конституционного права каждого человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, на государственную поддержку и заботу.
На завершающем этапе обучения в связи со специализацией проводится преддипломная практика в региональных структурах социальной защиты (областных, районных комитетах и управлениях). Завершением практики является подготовка и защита дипломного проекта.
В большинстве случаев преддипломная практика проводится в тех организациях, где предполагается дальнейшая работа выпускника института. Руководитель преддипломной практики разрабатывает план-задание на этот период времени, осуществляет консультации и контроль за его выполнением, помогает в разработке плана дипломного проекта и его подготовке. Наиболее интересные выдержки из проектов публикуются в научно-исследовательских сборниках студентов и преподавателей. Таким образом, во время обучения студентов в течение 22 недель ведется практическая подготовка к социальной работе. В целом она составляет около 20% от общего объема нагрузки. Много это или мало? По сравнению с зарубежным опытом — значительно меньше (в ряде европейских стран на практику отводится до 40% учебного времени)[5,8].
Поэтому одной из проблем дальнейшего совершенствования этой работы остается увеличение количества часов для практической подготовки.
Необходимо решать и оставшиеся проблемы, а именно:
проблемы целенаправленной подготовки к приему практикантов — сотрудников территориальных центров, выработки у них установки на контакты взаимного сотрудничества;
проблемы обучения по организации практики преподавательского состава (семинары, обмен опытом работы, организация встреч с сотрудниками, работающими в социальной сфере), выработки у них понимания необходимости изучения опыта социальной работы[8,15].
Похожие статьи:
История "женского вопроса"
Хотя женщина и выполняет важнейшую для продолжения человеческого рода репродуктивную функцию, но, начиная с первобытного общества, это не давало ей никаких социальных преимуществ. Л.В. Бабаева [2] констатирует, что женские гражданские пра ...
Развитие личности. Обучение социальным ролям
Процесс развития личности, ее обучению социальным ролям играет важное значение во взаимодействии личности и общества. Конечно, было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или в обществе с одинаковы ...
IT-витрина
Все заявленные выше «е-перспективы» программы звучат заманчиво и обнадеживающе. Но что мы имеем сейчас? Совершив небольшой экскурс по официальным порталам региональных властных структур, которым определена роль основного звена практическо ...
|