Система подготовки социальных работников в России. Социальная работа как учебная дисциплина 
Страница 1
Материалы и статьи » Система методов работы социальных педагогов » Система подготовки социальных работников в России. Социальная работа как учебная дисциплина 

Как отдельное направление общественной практики и само­стоятельный вид профессиональной деятельности социальная ра­бота конституировалась только в 1991 г., когда Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный в 1986 г., был дополнен квалификационной харак­теристикой «специалист по социальной работе» [1,56]. Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала экви­валентом принятой в мире должности «социальный работник»[2,37].

12 октября 1994 г. Министерство труда Российской Федерации Постановлением № 66 согласовало тарифно-квалификационную характеристику должности «специалист по социальной работе» в новой редакции, расширив его обязанности. Исходя из тарифно-квалификационной характеристики, можно выделить следующие функции специалистов по социальной работе:

аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление их патронажа);

диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы);

системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям, оказавшимся в слож­ной жизненной ситуации);

активационная (содействие активизации потенциала собст­венных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы, которые оказались в сложной жизненной ситуации);

действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоот­ношений между отдельными людьми и их окружением; необходи­мые консультации по различным вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства; содействие в помещении нуждающихся в ста­ционарные учреждения органов здравоохранения; представление в соответствующие органы и учреждения материалов и документов для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления и т.д.; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях;— выступление в качестве их общественного защитника в суде);

организаторская (координация деятельности различных го­сударственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке граж­данам; участие в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания населения территории); эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства).

Должность специалиста по социальной работе на сегодня уста­новлена в рамках только одной отрасли — социальной защиты населения, а также в системе учреждений — комитетов по делам молодежи[12,78].

В сфере социальной защиты населения эта должность введена в штатное расписание девяти видов учреждений, сеть которых ди­намично развивается. Так, в настоящее время действуют около 600 центров социального обслуживания, 115 центров социальной по­мощи семье и детям, 36 центров психолого-педагогической помо­щи населению и экстренной психологической помощи по телефо­ну, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров по­мощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилита­ционных центров для детей и подростков с ограниченными воз­можностями, 35 учреждений для лиц без определенного места жительства и занятий и другие учреждения. В них трудятся не­сколько тысяч специалистов по социальной работе[3,95].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Исследование готовности молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом. Методика изучения готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деят
Методология любой научной дисциплины, в том числе социологическая методология, представляет собой, во-первых, определенную оптику – взгляд на мир, как разумно устроенную систему, которая поддается рациональному познанию. Предположение об ...

Основные льготы предоставляемые жертвам политических репрессий
Лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», иным ограничениям ...

Требования к моделированию
Моделирование должно соответствовать определенным требованиям: 1. Быть наиболее простым, наиболее удобным, давать информацию про объект, способствовать усовершенствованию самого объекта. 2. Способствовать определению или облегчению хара ...