Лица без определенного места жительства, а попросту говоря, бомжи, которые когда-то имели постоянную прописку в столице (теперь она называется регистрацией по месту жительства), а ныне утратили свое жилье, могут сами обращаться в учреждения социальной помощи. Я имею в виду дома ночного пребывания, социальные гостиницы, центр социальной адаптации "Филимоники" (Московская область, Ленинский район). На сегодня мы имеем 12 учреждений на 1600 мест, включая и специальные отделения в домах-интернатах на 350 мест.
Бомжи, попадая к нам, рассчитывают, что будут временно обитать тут до шести месяцев, тогда как на самом деле этот срок порой растягивается до двух-трех лет. Дело в том, что наши учреждения ориентированы на тех людей, которые не утратили человеческий облик и стремятся трудиться. До 95 процентов проживающих у нас - работают. Спившиеся, опустившиеся люди к нам не приходят. У них иной образ жизни: они не стремятся работать, постоянно пьют и ночуют на улице.
Есть еще одна категория бродяг-москвичей, которых из дома просто выгнали, хотя они там и прописаны. И они вынуждены скитаться, пополняя армию бомжей. Такие люди к нам попадают очень редко. Вообще же это компетенция органов внутренних дел. И если у человека нет возможности жить в мире с бывшей женой, то надо через суд добиваться раздела жилплощади.
Тех же, кто попадает к нам, регистрируют по месту пребывания, они пользуются правом бесплатно жить и питаться (им выдают талоны в прикрепленную столовую) до того момента, пока не устроятся на работу. Содействуют им и в получении паспортов. И, наконец, делается все, чтобы их трудоустроить. Так, например, дом ночного пребывания "Люблино" тесно сотрудничает с предприятиями столицы. Результат: около 60 человек работают на Государственном подшипниковом заводе № 2 и 25 человек - на Московском заводе автоагрегатов, где получают зарплату до 6 тысяч рублей в месяц.
В доме ночного пребывания имеются большие комнаты на 8 - 10 человек с двухъярусными кроватями. А вот в социальной гостинице в том же "Люблине" комната рассчитана уже на 2-3 человека.
Ну ладно, бомж живет у нас иногда, как я сказал, по два-три года, а куда же он девается потом? Этот вопрос волнует и нас, потому что наши учреждения как бы превращаются в жилые дома, тогда как они должны служить для временного проживания. Каким тут может быть выход? Ответ нам подсказало правительство Москвы, 23 января 2001 года принявшее постановление № 70 "О работе с лицами без определенного места жительства, профилактике бродяжничества и попрошайничества в городе Москве", которым утверждена городская комплексная программа на 2001-2002 годы. В частности, в документе указано, что для лиц без определенного места жительства, которые уже длительное время находятся в учреждениях социальной помощи и ведут нормальную жизнь, нужно создавать такие учреждения, где они могли бы жить как бы на постоянной основе.
Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предложил нам дом 48 на Краснодарской улице в Юго-Восточном административном округе. Это примерно семь лет назад отселенный кирпичный пятиэтажный корпус, где 68 двухкомнатных и 10 однокомнатных квартир и где после его реконструкции смогли бы жить более 140 человек. Предусматривалось, что у них будет обязательная регистрация по месту пребывания, дабы не закреплять жестко за гражданами площадь - на тот случай, если вдруг кто-то начнет пить, буянить, а выселить его на законных основаниях уже будет нельзя. Доброе дело задумано? Бесспорно. Однако вышло так, что учреждение с длительным сроком проживания, которое намечалось впервые создать в Москве, всполошило жителей данного района и они решительно выступили против. Так что теперь дом 48 пойдет под обычное заселение. Но мы надеемся, что рано или поздно вопрос решится положительно.
Сейчас, как я уже сказал, мы имеем 12 учреждений на 1600 мест. А начинали с обители на 24 места - отдельного помещения (с отдельным, конечно, входом) при психо-неврологическом интернате, расположенном в доме 6 по улице Ротерта в Северо-Восточном округе. Сейчас тот первый дом ночного пребывания закрыт. После него была социальная гостиница "Марфино". И так постепенно мы росли.
Похожие статьи:
Проблемы перспективы развития современного Российского государства. Проблемы социальных отношений в регионах Российской Федерации
Укрупнение регионов стало актуальным механизмом региональной политики с 2004 г., когда началось объединение автономных округов и «материнских» территорий. Принятие федерального закона (ФЗ 131), резко ограничившего бюджетную самостоятельно ...
Основные требования к
разработке программы
В любом серьезном и самостоятельном исследовании все начинается с программы. Это стратегический план проведения исследования. Тщательно разработанная программа - гарантия успеха всего исследования.
В идеальном варианте программа теоретик ...
Социальная защита населения в республике Башкортостан. Основные понятия и функции социальной защиты
По ряду важнейших показателей социального развития республика отставала от Российской Федерации на 20-30%.
Медленный ход реформ во многом объясняется тем, что фактически они не имеют под собой широкой социальной базы, не вызывают необход ...
|