4-я группа (9 – 16 лет). Девочки, убегающие из интернатов, детских домов, преимущественно попавшие туда в подростковом возрасте, после смерти родителей. Обойденные любовью и пониманием взрослых, они инстинктивно ищут защиты у более смелых (в интернате это неблагополучные мальчики). Такие девочки копируют манеру поведения, становятся «своим парнем». У девочек формируется «не женский» склад характера, который деформирует личность.
5-я группа (13 – 15 лет). Девочки с замедленным психофизическим развитием. При стечении неблагоприятных обстоятельств после побега эти дети надолго остаются жертвами пороков бродяжнической среды, опускаются на ее «дно» (алкоголизм, попрошайничество, наркомания, сексуальная эксплуатация и др.).
6-я группа (14 – 16 лет). Подростки из неблагополучных семей. Это преимущественно девочки. Уход из семьи скорее не побег, а бродяжничество. В поисках веселой компании и пустого времяпрепровождения (спиртное, наркотики и т.д.) они уходят из дома, копируя поведение своей матери и ее подруг. Девочки, воспитанные в асоциальной среде, считают такой образ жизни нормой. Изменение подобного стереотипа, лишение его, приводят к тому, что эти девочки не выдерживают предъявляемых ими повышенных требований, предпочитая бродяжничать.
7-я группа (14 лет и старше). Данная группа склонных к побегу девочек появилась сравнительно недавно. Это девочки как из благополучных, так и неблагополучных семей. Основная причина ухода из дома, как правило, - стремление к «красивой жизни», возможность заработать продажей своего тела. Такие побеги носят в основном временный характер.
В работе с такими клиентами требуется особый подход. Рассмотрим ситуацию, определим действия социального работника в данном случае.
«Лиза С. – миловидная девочка 13 лет, употребляет алкоголь, пробовала наркотики и несколько раз убегала из дому. Родители обратились за помощью к социальному работнику. На первый взгляд, они казались приветливыми и терпеливыми. Однако по мнению социального работника, который последние 4 недели общался с Лизой, проблемы были именно в них. На пятой встрече с девочкой в конце разговора специалист почувствовал, что Лиза стала откровенной и начала очень эмоционально рассказывать о причинах своих проблем. По расписанию на каждого клиента отводилось по 15 минут, а визиты Лизы затягивались уже до часа. Оказалось, что отчим девочки и ее старший брат не раз пытались вступить с ней в половой контакт. Когда она рассказывала об этом матери, та посоветовала ей забыть о случившемся. Это и было причиной побегов. Социальный работник понимал, что нельзя ограничивать время разговора с девочкой только из-за того, что должен прийти другой клиент»[2, с.98].
Постараемся ответить на следующие вопросы:
- Может ли социальный работник уделить больше времени одному клиенту за счет ограничения приема другого клиента?
- Какие обязанности у этого социального работника перед девочкой, ее родителями и обществом?
Отвечая на первый вопрос мы сталкиваемся с различными противоречиями. С одной стороны, социальный работник должен и обязан выслушать клиента до конца, с другой – есть вероятность, что он не сможет оказать необходимую помощь другим клиентам. Опираясь на этический кодекс социальной работы и особенности российского менталитета, можно ответить, что социальный работник может уделить больше времени Лизе С., но не ущемляя права остальных клиентов.
Похожие статьи:
Структура населения по брачному и семейному состоянию
Брак - это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям.
Для демографии брак интересен, прежде всего, как фактор создания с ...
Проблемы в студенческой субкультуре
Субкультура – это культура групп людей, объединенных специфическими интересами, определяющими их мировоззрение и модели поведения. Автор популярного на Западе и в России учебника «Социология» Нейл Смелзер определяет субкультуру как систем ...
Рекомендации социальному педагогу по работе с семьей, в которой есть дети –
подростки
Объектом воздействия социального педагога могут быть: ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощ ...
|