Теоретические основы исследования социальной работы с детьми группы риска. Социально-психологические особенности детей группы риска
Страница 2
Материалы и статьи » Профессионально-этические основы социальной работы с детьми группы риска » Теоретические основы исследования социальной работы с детьми группы риска. Социально-психологические особенности детей группы риска

Одна из категорий детей, относимых к группе риска, это беспризорники.

Группой неправительственных организаций было предложено следующее объявление:

Беспризорник или уличный ребенок – это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широчайшем смысле этого слова, включающем в себя любые помещения, используемые как укрытия) стала его или ее обычным местопребыванием, а так же тот, кто не имеет достаточной защиты [7, с.9].

Существует три категории беспризорников [7, с.9]:

- те, кто в силу различных обстоятельств, постоянно проживает на улице;

Это дети, которые живут на улице уже более одного месяца.

- те, кто периодически живет на улице;

Жизнь этих детей на улице обычно ограничена периодом от нескольких дней до нескольких недель. Дети этой категории оказываются на улице на время очередных запоев родителей-алкоголиков и т.п.

- те, кто еще живет (ночует) дома, но свои потребности удовлетворяет на улице.

Последняя категория детей характеризуется тем, что значительную часть дня они проводят на улице, возвращаясь домой только для того, чтобы переночевать. Это дети, в основной своей массе уже давно бросившие школу, состоящие на учете в милиции или комиссии по делам несовершеннолетних.

Эти дети неосознанно подводят себя к социальной дезадаптации, они не могут самостоятельно справиться со своими проблемами, разрешить ситуацию лучшим образом. Поэтому здесь необходимо вмешательство социального работника. Оказывая помощь таким детям, работники социальных служб должны знать психологические особенности детей группы риска, терпимо относиться к клиенту данной категории (в этом заключается принцип толерантности – основополагающий в работе с детьми группы риска), соблюдать интересы несовершеннолетнего, работать только с согласия самого ребенка, так как насильно вернуть ребенка в нормальную, здоровую жизнь невозможно, для этого нужно его желание.

Один из факторов, увеличивающих рост беспризорников, это побеги детей из дома.

Существуют различные причины, из-за которых дети решаются покинуть дом. Это и пьянство родителей, унижение и насилие над ребенком, и конфликты с родителями по разнообразным причинам.

Нередко побеги совершаются в поисках приключений и свободы. Считается, что дети и подростки бегут, начитавшись книг о знаменитых путешественниках и дальних странах.

Специалисты, в частности В.А. Фокин, выделяют специфические причины побега из дома девочек разного возраста [4, с.65]:

1-я группа (7 – 9 лет). Для них основная причина побега – отставание в психофизическом развитии и слабо выраженная привязанность к родителям: убегая, играют.

2-я группа (10 – 13 лет). Причина – неблагополучное положение в семье. Пьянство родителей, скандалы и драки толкают их на побег, который следует понимать как осознанный пассивный протест. С каждым разом побеги становятся более длительными и контакты с бродяжничающим контингентом просто неизбежны со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

3-я группа (10 - 13). Причина ухода из дома – не сложившиеся отношения с родителями и близкими. Такие побеги являются следствием эмансипации. Стремление к самостоятельности, желание высвободиться от чрезмерной опеки родителей или педагогов, настоять на своем могут толкнуть подростка на побег. Обычно это девочки с положительным поведением в школе, привязанные к родителям и чутко реагирующие на малейшую несправедливость. Уйти из дома стараются не в одиночку, а с ближайшей подругой. Во время побегов такие девочки, как правило, не ищут контактов с асоциальной средой, сторонятся ее, ночью стараются держаться около дома или находятся у подруг и всегда возвращаются сами, когда проходит обида на родителей, взрослых.

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Предмет и объект социологии управления
Предметом социологии управления являются закономерности, формы и методы целенаправленного управления социальными процессами и группами для достижения определенной цели. Часто эквивалентом термина «социология» управления употребляется тер ...

Проблемы современной интеллектуальной элиты
В целом причины снижения интеллектуального потенциала были раскрыты в различных публицистических и научных трудах. Среди них: финансовая необеспеченность науки и, как следствие, миграция ученых; неоптимальное сочетание учеными педагогичес ...

Демографические прогнозы. Сущность демографических прогнозов
Демографический прогноз - научно-обоснованная оценка будущей численности и состава населения. Демографический прогноз используется как база при составлении народнохозяйственных планов. Фактически все показатели плана, касающиеся как произ ...