Современное состояние российской семьи: причины неблагополучия
Страница 1
Материалы и статьи » Технологии адресной помощи малообеспеченным семьям » Современное состояние российской семьи: причины неблагополучия

Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности и воспитательной дееспособности.

Рассматривая семью как институт воспитания детей, сегодня можно выделить ряд особенностей в осуществлении этой функции. Отмечаемые изменения качества воспитания в последнее десятилетие, прежде всего связаны с новыми социально-экономическими условиями российского общества.

Так, в результате экономических реформ в стране семья оказалась в нетипичной педагогико – воспитательной ситуации, не имеющей исторических аналогий. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30–49-летних представителей общества, которые к указанному возрасту достигают определенной стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне. Перестройка экономических отношений в России отбросила эти семьи за грань прожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку.

Драматизм ситуации углубляется тем, что материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Дети не обращаются к таким родителям за советом и помощью, считая их неудачниками, неспособными к выживанию в новых условиях. Социологические исследования, проведенные в школах Москвы и Московской области, подтверждают эту тенденцию. Поскольку традиционно приоритетным воспитанием детей в семье является мать, проследим, как меняется ее авторитет в зависимости от сферы занятости.

Известно, что самой непрестижной сегодня считается занятость в сфере бюджетных учреждений с их низкой оплатой труда. Наиболее желательным представляется труд в негосударственных, коммерческих структурах. Как оказалось, при занятости матери в бюджетной сфере с ней советуются 68% школьников. Несколько выше оценивается компетентность матери, работающей на предприятии со смешанной формой собственности: к ней обращаются за помощью 71% детей. Наконец, 76% школьников советуются с матерями, работающими в коммерческих, негосударственных структурах.

Переход России на рыночные рельсы привел к появлению в стране реальной безработицы, которая наиболее болезненно отразилась на рассматриваемой здесь самой трудоспособной возрастной группе населения. По данным Госкомстата РФ, из статистически выделяемых семи возрастных групп занятого населения от 15 до 60 лет безработные в возрасте 30–49 лет составляют 62%. [8,64]

Как было сказано выше, эти люди, имеющие детей школьного возраста, в том числе подростков, которым более всего необходим высокий воспитательный авторитет родителей. Излишне говорить, что безработный родитель таковым авторитетом для ребенка быть не может. [4,98]

В связи с острыми материальными проблемами семьи кардинально изменились в последнее десятилетие взгляды родителей на детский труд. Еще пятнадцать лет назад семья категорически отвергала идею включения в воспитательный процесс трудовой занятости детей с целью заработка денег на карманные расходы. Была популярна воспитательная позиция: «Вы только хорошо учитесь, а зарабатывать деньги – дело родителей».

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

О теории капиталов П. Бурдье
Широкое использование категории «капитал» в социологии стало возможным после выхода в свет книги Г. Беккера «Человеческий капитал» (1964 г.) [4]. В своей работе Г. Беккер осуществил расчет экономической эффективности образования. Для опре ...

Учение о законах развития общества
Учение Маркса о законах развития общества, т.е. о социальной динамике, органически взаимосвязано с учением о законах его функционирования. Развитие производительных сил происходит постепенно, т.е. эволюционно, тогда как производственные о ...

Экспериментальные методы в социологии.
Эксперимент – это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания. В социологию он пришёл из области естественных наук. Использование экспериментального метода требует: 1. Наличия чётко сформулированной ...