Предметом социологии образования является проблемы процесса учения, в том числе его суть. Основные подходы к образованию в социологии это: деятельностный, системный, институциональный. Они позволяют четко разграничить объект и предмет характеризуемой отрасли знания. В качестве объекта рассматривается образование как система, выступающая в виде совокупности и взаимосвязи различных образовательных подсистем: дошкольного, школьного, профессионального, высшего и т.д., а так же объектом социологии образования является информация об образовании, собранная с помощью многочисленных методов социологического исследования, на основании самых разных источников. Предметом социологии образования является само образование, как социальный институт. Институциональный анализ ориентирует на выявление устойчивых форм организации образования.
Социальный институт образования обеспечивает в обществе устойчивость, социальный порядок, и не только в сфере образования, поскольку связан многообразными отношениями с другими социальными институтами (например: производства, науки, культуры, семьи) и оказывает на них сильное влияние.
Важнейшей функцией социального института образования является способствование соблюдению социального порядка и поддержанию морального климата в обществе (осуществляется контроль за отклоняющимся от установленных норм и принципов поведением).
Институт образования выполняет в обществе ряд вполне определенных экономических (формирование в обществе социально-профессиональной структуры и работников, владеющих необходимыми знаниями, умениями), социальных, культурных функций. Вопрос заключается в том, какое по характеру и содержанию образование следует давать сегодня с точки зрения его востребованности на производстве и в обществе.
Социальные функции образования выражаются в том, что образование способствуют процессу социализации личности, изменению социальной структуры общества, социальной мобильности (переход людей из одной группы в другие – благодаря образованию).
Культурные функции социального института образования состоят в использовании личностью, социальной общностью его достижений для формирования и развития творческой деятельности, совершенствования культуры. Социологией образования изучаются группы людей, которым присущи: 1. Относительная однородность состава. 2. Устойчивость (по содержанию деятельности). 3. Способность к осуществлению многообразных видов деятельности. 4. Способность к взаимодействию с другими социальными группами. 5. Наличие внутренней структуры. 6. Вхождение в более широкие социальные общности.
Центральной задачей социологии является изучение человеческой деятельности, её проявления на уровне социальных общностей, внутри них и между ними. Социологии образования смотрят на школу как на «средство культурного воспроизводства». Они проводят «эмпирические исследования учительских методов для того, чтобы обнаружить эффективность некоторых из них».
Образование как социальный институт взаимосвязан с другими социальными институтами общества: государством, производством, культурой, наукой, семьей. Функционирование института образования, содержание его деятельности зависит и в материальном, и в социальном, и в духовном отношениях от состояния и развития государства, производства, науки, культуры, семьи. Вместе с тем система образования «отдает» своих выпускников, прежде всего этим системам и институтам.
На основе взаимосвязей социального института образования с другими социальными институтами можно выделить пять парадигм образования: 1. Государственно-образовательная. 2. Производственно-образовательная. 3. Научно-образовательная. 4. Культурно-образовательная. 5. Семейно-образовательная.
Основой государственно-образовательной парадигмы является выявление различного типа зависимостей между государством и образованием. Существует по меньшей мере три типа связи: жесткая, ослабленная, свободная.
В примитивном обществе, когда еще не сформировался институт государства (и образование как социальный институт тоже) естественно предположить отсутствие связи между государством и образованием. Образование понималось как передача навыков и традиций. Характер связей зависит прежде всего от типа государства, в рамках которого рассматривается образование. Эта зависимость выступает в двух основных разновидностях – экономической (материально-финансовой) и духовной (содержательно-идеологической).
Похожие статьи:
Немецкая классическая социологическая школа
При рассмотрении немецкой социологической школы выделим две основные фигуры — К. Маркса (1818 — 1903 гг.) и М.Вебера (1864 — 1920гг.), социологические теории которых оказали без преувеличения огромное влияние на развитие социологии. Хотя ...
Развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда
Устойчивые и высокие темпы экономического роста невозможно обеспечить без развития рынка труда и создания условий для возникновения эффективных рабочих мест.
Для этого следует обеспечить решение целого комплекса задач в различных областя ...
Социальная мобильность: сущность, типы
Исследование социальной мобильности теснейшим образом связана с теорией социальной стратификации.
Социальная стратификация, на наш взгляд, в первую очередь и опосредует желание человека перемещаться из одного социального слоя в другой. Э ...
|