Основные подходы к образованию
Страница 8
Материалы и статьи » Основные подходы к образованию » Основные подходы к образованию

В рамках экономического подхода к образованию, образование рассматривается как один из важнейших социально-экономических ресурсов развития, как общества, так и личности. Повышение образовательного уровня работников влияет на рост общественной и индивидуальной производительности труда.

Известно, что впервые вопросы экономики образования были подняты ещё во второй половине XVIII века А. Смитом и Д. Стюартом. А. Смит приравнивал человека, получившего образование и затратившего на это много труда и времени, к одной из самых дорогих машин.

Суть экономического подхода к образованию в лаконичной форме может быть определена через диалектическое взаимодействие экономики и образования: 1. Как экономика общества влияет на образование, включая его в систему финансово-экономических отношений. 2. Какова экономическая эффективность образования. 3. Как образование влияет на развитие производства, экономики общества в целом.

На экономический подход к образованию в XX веке оказали наибольшее влияние два ведущих направления мировой экономической мысли: 1. Неоклассическое (представители направления считали, что образование подчиняется действию свободных рыночных механизмов, а государство создает лишь необходимые условия для этого, и не должно активно вмешиваться в сферу образования, потому что: а) Подавляет конкуренцию производителей образовательных услуг; б) Нарушает тем самым принцип социальной справедливости в сфере образования). 2. Кейсианское направление (его представители наоборот считают, что государство должно взять под контроль образование и его экономику. Свою точку зрения они обосновывают тем, что каждый конкретный человек может не осознавать в полной мере своих личных и общественных интересов, и это мешает развитию образования как производственного процесса).

В настоящее время происходит определенная интеграция двух этих направлений.

Составной частью экономического подхода к образованию является разработка образовательного маркетинга. Выявление потребности в образовательных услугах, их потребителей, заставляет конкурировать производителей этих услуг. Следовательно, подлинным хозяином на рынке образовательных услуг становится потребитель. Смысл экономического подхода к образованию в современном обществе состоит в том, чтобы показать необходимость ограниченного вмешательства государства в отраслевую экономику образования. Эта необходимость вызвана наличием у государства определенных экономических ресурсов, которые оно в состоянии направить на реализацию ряда программ развития образования.

Таким образом, цель экономического подхода состоит в том, чтобы показать разумные возможности и рациональные пропорции в сочетании свободного рынка образовательных услуг с механизмами государственного регулирования сферы образования в интересах потребителей этих услуг.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 


Похожие статьи:

История развития социальных отношений в России
История возникновения, становления и развитие социальных отношений уходит своими корнями в глубь веков. Социальные отношения имеют предпосылки своего возникновения в том, что существование человеческого общества невозможно без взаимной по ...

Понятие о социальных группах
Социальная группа - одна из основных форм взаимодействия людей, их объединенная социальная позиция, связанная с удовлетворением потребности, занимающих ее индивидов, в осуществлении совместных действий. Определение социальной группы вклю ...

Состав интеллектуальной элиты.
Сегодня мы обсуждаем тему «Современная российская интеллектуальная элита». На самом деле, колоссальную роль в жизни общества, в том числе и в демократических странах, играет элита, прежде всего – интеллектуальная. Именно она генерирует в ...